Пяти месяцев от роду мальчику из Бреста Сергею Снарскому поставили диагноз: детский церебральный паралич. Теперь уже взрослый человек из-за сильного мышечного напряжения – гиперкинеза – не может сидеть, а его руки и ноги всегда привязаны к инвалидной коляске.
С Сергеем я познакомилась в Интернете. В одной из социальных сетей он разместил обращение, в котором просил о помощи. Оказалось, что мой новый “френд” – довольно известная в виртуальных кругах личность. Однако из-за врожденного паралича ему сложно владеть руками, поэтому с компьютером он работает…языком.
Недавно ему исполнилось 33 года. К этому возрасту он пришел со значительным багажом знаний и жизненного опыта. С детства тренировал память: наизусть знал многие стихи и поэмы и устно учил все школьные предметы; приобщился к шашкам и шахматам, самостоятельно освоил работу на компьютере. С непривычки разговор Сергея трудно понять, поэтому, чтобы наиболее точно передать свои мысли, он предложил ответить на вопросы в электронном виде.
– Расскажи о своем детстве, что запомнилось из школьных лет?
– В детстве я любил собирать значки и марки, различные модели автомобилей. К слову, была собранна неплохая коллекция, как ретро, так и современных машин. К сожалению, большая часть потом погибла от рук младших братьев, но некоторые экспонаты стоят до сих пор. В Речицкой школе-интернате Гомельского района, где я учился до девятого класса, мне нравилось изучать математику, литературу и географию. Удивляло отношение учительницы немецкого языка, которая не понимала моего рвения к изучению ее предмета.
Помню также, как в Речицу ко мне приезжали родители раз в месяц. Время от встречи до встречи тянулось так медленно, и их приезд для меня был настоящим праздником! А самым, пожалуй, теплым воспоминанием стала девушка Таня, с которой мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Как ни странно, но в то время я мечтал стать милиционером. Меня привлекала эта захватывающая служба. В реальности же я хотел выучиться и найти хоть какое-то себе применение в жизни.
– Насколько изменились твои увлечения?
– Сейчас я много читаю: от технической литературы и самоучителей по работе с компьютером до фантастики и детективов. Изучил много материалов о Второй Мировой войне. Хочу отметить серию книг Анн Буджолд про Майлза Фаркосигана. Этот герой из-за хрупкости костей обречен на постоянное ношение экоскелета, но вместе со всеми недостатками он – пример стойкости и несгибаемой воли, внутренней силы и любви. В музыке мой кумир – Виктор Цой. В его песнях я черпаю силу в трудные моменты. В текстах – глубокий смысл и нестандартное видение мира. Каждый может найти схожие ситуации в своей судьбе.
– Ощущаешь ли повышенное внимание к себе со стороны незнакомых людей?
– Приходится встречать недоуменные взгляды на улице. Раньше меня очень задевала реакция прохожих, но со временем научился ее не замечать. Наверное, оттого, что с отцом мы часто гуляли по городу, посещали концерты и кинотеатры, ходили по магазинам. Он, к слову, меня приобщил к шашкам и шахматам; со временем были даже победы на городских шахматных турнирах среди инвалидов. Фигуры на доске, правда, я не мог передвигать самостоятельно, поэтому говорил отцу очередной ход. К сожалению, он скоропостижно скончался в марте этого года.
– А куда семья обращалась за помощью?
– Отец работал на чулочном комбинате чистильщиком, там и поддержали. В 1995 году руководство предприятия мне подарило первый персональный компьютер – 286-й модели с пятью мегабайтами на винчестере и с цветным монитором! Мир не без добрых людей, фирма “Оргтехника”, например, также подарила мне новенькую пишущую машинку “Оптима”. Презентовали запчасти к компьютеру, помогали с транспортом… Я искренне благодарен всем, кто пришел мне на помощь! Обидно, что местные власти остаются глухи, ведь даже квартиру маме пришлось “выбивать” с огромными усилиями. К сожалению, в нашей стране инвалидов за людей не считают и не хотят замечать. В последние годы начали создавать инфраструктуру, но зачастую только для видимости. А отношение осталось прежним, и, чтобы чего-то достичь, нужно буквально “оживить мертвеца”…
– Твоя жизнь изменилась после приобретения компьютера. Как быстро ты его освоил, какие возможности он для тебя открыл?
– Компьютер открыл для меня окно в мир, мир общения. То, что раньше казалось неосуществимым, я смог реализовывать с помощью техники. Сегодня я не представляю свою жизнь без него. Процесс обучения проходил сложно, в основном методом “научного тыка”. Первым таким был “Байт” – знакомый родителей продал недорого. Пользоваться им было сложновато – ведь его надо подключать к телевизору. Но также приходили небезразличные люди, делились опытом, приносили книги. Набил много “шишек” – от незначительных поломок до потерянных данных. Сегодня мною пройдены многие ступени эволюции компьютерного строения. Большие возможности для меня открыла всемирная некоммерческая оффлайновая сеть FidoNet. Однажды брестские ФИДОшники меня сами нашли, узнав, что я хочу модернизировать старый компьютер: купили все необходимое, подарили модем, научили пользоваться. Здесь у меня появились первые друзья. А позже – я и сам стал обучать новичков. Студенты и школьники, будучи пользователями моей станции обмена файлами (Cinema BBS), а потом и узла сети, нередко приходили ко мне за советами по настройке программного обеспечения или просто в гости. Многие из них уже стали взрослыми, и я рад, что в свое время смог быть им полезным.
– Каким бы ты желал видеть свое будущее?
– Для начала я хотел бы поправить свое состояние, чтобы смог самостоятельно сидеть и управлять руками. А также найти работу, обеспечивать себя и маму с младшей сестрой. Понимаю, что вылечиться, получить высшее образование и построить семью с любимым человеком – это на грани мечтаний.
– Какую работу ты смог бы выполнять?
– Диагностировать мобильные устройства и ПК, администрировать и модерировать готовые проекты и сайты. Есть большой опыт модерирования форумов и чатов.
– Что помогает не унывать в трудные моменты?
– Желание жить. Наперекор всем обстоятельствам. Главное при этом – не плевать в потолок, а действовать!
P.S. На имя Сергея Снарского открыт счет в банке. На первую операцию по имплантации стволовых клеток, которые заменят дефектные и мертвые клетки головного мозга и нервной системы, нужно примерно 25 000 евро. По Интернету Сергей уже связался с Новосибирским Центром иммунотерапии и клеточных технологий, в котором весьма успешно занимаются лечением церебрального паралича. Специалисты уверили, что могут если не вылечить совсем, то значительно улучшить его состояние.
Для тех, кто хотел бы помочь:
SNARSKAYA NATALIYA
Счет №: 749/500000911004 USD
PRIORBANK
SWIFT: PJCBBY2X
SCBLUS33: 3582023207001
Счет№ 3014999000104/749500-00062-000697-1 БРБ
Снарская Наталия
ПриорБанк
“ВМ” кошельки: B709250723874 , Z199015296935
Просьба с предложениями звонить по тел.: +375336709767, +375162217123
Павел Феранец, ці Ferenc, – ідэальны суразмоўца. Дамаўляемся пра сустрэчу – адразу падбіраем зручны для…
Гэты новы дом у цэнтральнай часцы горада на вуліцы Гогаля здаваўся ідэальным, калі тут набывалі…
Ідэальны адпачынак – гэта час, праведзены сярод тых, хто з табой на адной хвалі. У…
Чалавек сам стварае сваё наваколле. Да такой высновы аднойчы прыйшлі жыхары сціплага пяціпавярховага дома ў…
Існуе меркаванне, што Берасце – нецікавы горад, у якім няма куды схадзіць, але насамрэч гэта…
Для кожнага з нас словы “макіяж”, “фрызура”, “фотаздымкі” значаць нешта сваё. Для некага гэта частка…