Палітыка

On-line канферэнцыя з Мілінкевічам

На сайте «Белорусских новостей» прошла онлайн-конференция с Александром Милинкевичем. Лидер движения «За свободу», экс-кандидат в президенты был гостем редакции 4 декабря.

Milinkevich-online

Александр Милинкевич. Председатель движения «За свободу». Родился 25 июля 1947 года в Гродно. Кандидат физико-математических наук. В 1990-1996 гг. — заместитель председателя Гродненского горисполкома, в 1994-2000 гг. — доцент факультета физики Гродненского государственного университета. На президентских выборах 2006 года — кандидат от Объединенных демократических сил.

В 1999-2005 гг. — руководитель Белорусской ассоциации ресурсных центров, в 1996-2003 гг. — председатель Гродненского областного общественного объединения «Ратуша», в 2003-2005 гг. — председатель Гродненского городского отделения «Таварыства Беларускай Школы». Руководитель избирательного штаба Семена Домаша на президентских выборах 2001 года.

Лауреат премии Европарламента имени Андрея Сахарова «За свободу мысли» (2006 г.). Кроме родного белорусского, владеет русским, английским, французским и польским языками.

Сегодня фигура Милинкевича — одна из самых неоднозначных в оппозиционной среде.

Значительная часть сторонников перемен готова горой стоять за политика, что подтверждает создание новой коалиционной структуры — Беларускага незалежніцкага блоку. Объединение правого фланга оппозиции под новым брендом инициировал как раз лидер движения «За свободу».

Но и не меньшая часть демократического актива инициативы Милинкевича не приемлет, обвиняя политика в игре против правил и иных «смертных» грехах.

Так кто же такой Александр Милинкевич сегодня? Есть ли у него стратегия перемен и инструменты, чтобы эту стратегию реализовать? Беларускі незалежніцкі блок — это всерьез и надолго, или только до окончания президентских выборов?

***

— Спадар Мілінкевіч! Як Вы ацэньваеце змены, што ўнесены ўладамі ў выбарчае заканадаўства? І чаму, на Вашу думку, ўлады не йдуць на тое, каб запабегчы абвінавачванняў у фальсіфікацыях, дапусціўшы назіральнікаў да кантролю за падлікам галасоў выбаршчыкаў?
knight

— Сапраўды свабодныя выбары ўлада сёння не ў стане выйграць. Я маю на ўвазе выбары, дзе не толькі чэсна лічацца галасы, але і адсутнічаюць палітычныя рэпрэсіі, маецца доступ да тэлебачання, да радыё, каб свабодна праводзіць выбарчую кампанію. Менавіта таму ўлада робіць касметычныя змены ў выбарчым заканадаўстве, каб па-ранейшаму цалкам кантраляваць працэс. Яна не мае палітычнай мужнасці, каб аддаць права народу самому вырашаць свій лёс. Пры гэтым улада зацікаўлена ў эканамічнай падтрымцы Еўразвяза і, хутчэй за ўсё, будзе імітаваць дэмакратызацыю падчас выбараў.

— Доброго времени, Александр! Как Вам кажется, у кого из оппозиционных кандидатов и при каких условиях могли бы быть хоть сколько-нибудь заметные шансы на предстоящих президентских выборах?
katerinajanamohart

— В Беларуси есть много достойных сильных кандидатов, которым можно доверить руководство страной. Власть годами не пускает никого на телевидение, не проводит открытые дискуссии со своими оппонентами, поэтому чаще всего накануне выборов наши люди говорят: «Кто, если не он?». У нас нет условий для реальной политической конкуренции, но даже в этих условиях демократический кандидат в состоянии набрать треть голосов избирателей. Белорусы желают перемен.

— Спадар Милинкевич, Вы вновь пойдете на выборы президента Беларуси. А зачем? Неужели опыт 2006 года вас ничему не научил? Какой смысл участвовать в битве без шансов хотя бы согреться? Спасибо, если ответите откровенно.
Виктор, Минск

— У меня и так достаточно энергетики, согреваться мне не нужно. Но если не будет позитивной альтернативы, то у людей станет еще меньше веры. Мы не имеем права лишать их выбора. Политические кампании под названием «выборы» в последние годы, несмотря на фальсификации, все равно давали эффект. Мы несли людям свободную информацию, открыто говорили о проблемах, которые существуют, и власть на это реагировала. Без участия в выборах демократических кандидатов, без дискуссии мы не сформируем активную гражданскую позицию в обществе.

— Я за Вас голосовал и буду голосовать. Но я не вижу смысла идти на выборы, если в избирательных комиссиях сидят те же люди, которые сфальсифицировали и предыдущие выборы и сфальсифицируют новые. Не хочется снова проснуться после выборов оплеванным. Пока не будет сидеть в избирательных комиссиях оппозиция, смысла нет.
Юрий, Гродно

— Спасибо, Юрий, за поддержку. Бойкот выборов в авторитарной стране, как правило, не приносит результатов. Власть все равно загонит избирателей на участки, поэтому каждый голос за демократический европейский выбор очень важен. Это действует и психологически на тех, кто сегодня во власти. Очень важно, чтобы как можно больше людей помогло нам в наблюдении за выборами. Присоединяйтесь!

— Уважаемый Александр Владимирович. Мне хотелось бы узнать ваше отношение к ныне созданному Таможенному союзу. Как вы оцениваете перспективы Беларуси в новых условиях?
Сергей, Гомель

— Я твердо знаю, что нам необходимо интегрироваться в европейское экономическое пространство. Мы поддерживаем участие Беларуси в программе «Восточное партнерство». Создание евразийского Таможенного союза может помочь нам решить некоторые текущие экономические проблемы, например, с продажей несовременной продукции, скопившейся на складах. Но это абсолютно не решает главные проблемы: модернизации экономики, доступа к новым технологиям, достаточных инвестиций. В новом Таможенном союзе будет, главным образом, развиваться сырьевая экономика. Для Беларуси это неперспективно. Для нас важно развивать наукоемкое производство. Кроме того, новые соглашения ударят и по интересам большинства граждан нашей страны — например, из-за повышения пошлин на импортируемые автомобили.

— Говорят, что Вы находитесь под каблуком у Вашей супруги. Но если политик не является главой семьи, то каким он будет главой государства?! Прокомментируйте, пожалуйста, это мнение. И вообще расскажите о своей семье. Чем занимаются Ваша жена, дети?
Вертко, Гомель

— В моей семье воспитывалось глубокое уважение к женщине. Я люблю свою жену Инну и искренне прислушиваюсь к ее советам. Она отличный менеджер, активист гражданского общества, правозащитник.

Точно так же я работаю в своей команде — выслушиваю мнение многих, и с учетом этого принимаю решения. Я командный человек, и не стесняюсь этого.

Наш старший сын Александр занимается агротуризмом в Щучинском районе Гродненской области.

Средний Игорь и младший Витовт — студенты. Они учатся в Польше и, к сожалению, после событий на Октябрьской площади в марте 2006 года не могут приезжать в Беларусь.

— Сегодня хранители политических нравов от ОДС всеми силами пытаются предотвратить сближение Беларуси и Европы. Разумеется: им война приносит больше денег, чем мир. Для таких людей как Вечорки, Лебедьки, Калякины наличие конфликта становится жизненно необходимым. Им удобно делить мир на «своих» и «чужих», выделять «плохих» и бороться методами провокаций против таких как вы и ваша организация. Изоляция Беларуси, создание для нее образа отступника на Западе имеет финансовый смысл — для них, и они эти образы старательно поддерживают. Прокомментируйте, пожалуйста.
Стожаров

— Я не считаю, что перечисленные Вами лидеры выступают против диалога Беларуси с Евросоюзом. Конфликт идей — неотъемлемое качество политической жизни. Важно, чтобы он обусловливался не личными амбициями, а принципиальными позициями. Часть оппозиции считает, что сначала надо добиться установления демократии, а потом уже заниматься интеграцией в Европу. А я считаю, что сближение с Европейским союзом уже само по себе будет способствовать становлению демократических институтов. Кроме того, сотрудничество с объединенной Европой ведет к повышению уровня жизни наших людей.

— Александр Владимирович, ответьте, пожалуйста, на вопрос, на Ваш взгляд, почему наш народ с недоверием относится к оппозиции, не реагирует на оппозиционные призывы и лозунги? Может быть, считает, что оппозиции у нас в стране просто нет, а есть просто политический бизнес, существующий за счет иностранных финансовых грандов? Спасибо.
BURGOMISTR

— В демократических странах оппозиция — это меньшинство в парламенте и в органах местного самоуправления. Наша же власть полностью зачистила госорганы от людей, имеющих альтернативную точку зрения. Поэтому те, кто борется за правду и справедливость — это не столько политическая оппозиция, сколько гражданские активисты, которые отстаивают права человека. Кроме того, власть делает все, чтобы загнать оппозицию в политическое гетто. Несмотря ни на что, более половины наших сограждан желают смены руководства страны, хотят жить без страха и иметь право самим решать судьбу страны.

Конечно, и демократические силы допускают ошибки. Часть вины за невысокое влияние на общество лежит на нас самих. За поддержку оппозиции власть жестко карает, в том числе и наших партнеров из бизнеса. Вместе с тем, мы все-таки находим внутри страны немало средств для поддержки. Международная солидарность в деле поддержки демократии в Беларуси тоже имеет большое значение.

— В Беларуси в настоящий момент вольготно чувствуют себя московские миллионеры, мало известные публике у себя на родине, в том числе дуумвирату Медведев-Путин, Вряд ли Путину известны имена Анатолия Кукушкина, Александа и Сергея Богдановых и т.п. Готово ли Ваше движение предложить какую-либо правовую помощь гражданам Беларуси, которые сталкиваются с серым московским бизнесом?
Муха-Михальский, Барановичи

— Движение «За свободу!» — это правозащитно-просветительская организация. Мы оказываем юридические консультации по защите прав граждан Беларуси. Пишите нам на электронный адрес [email protected]

Движение «За свободу» начало формироваться в начале 2007 года. 20 мая в Гродно прошло учредительное собрание. 18 июня документы для регистрации были поданы в Министерство юстиции, которое в регистрации движению отказало. Всего документы на регистрацию подавались четырежды — дважды в 2007 г. и дважды в 2008 г. Последняя попытка оказалась результативной — 17 декабря 2008 года правозащитно-просветительное общественное объединение «Движение «За Свободу» получило документы о регистрации. Данное решение властей многими политиками и экспертами было расценено как проявление политической конъюнктуры на фоне потепления отношения с Евросоюзом.

— Как Вы думаете, велика ли опасность потери независимости белорусской экономики в связи с недавней инициацией таможенного союза? Каковы реальные мотивы Александра Лукашенко в экономической интеграции с Россией и Казахстаном?
Павел Цыганков, Минск

— Угрозы независимости Беларуси серьезно увеличились в последнее время. Это связано не только с созданием Таможенного союза, но и с резко возрастающей задолженностью перед Россией. Скоро к этому долгу добавится и сумма российского кредита на строительство АЭС в Островецком районе. Угроза политического объединения уменьшилась, а экономического аншлюса — возросла до опасной черты. Гарантиями суверенитета Беларуси могут стать современная конкурентоспособная экономика и сильное национальное самосознание.

— Нравится ли вам «Волшебный кролик»?
Коля, Минск

— Знаю, о чем речь, но сам не слышал.

— Як Вы ацэньваеце работу А.Лукашэнкі на пасадзе прэзідэнта ў балах ад 1 да 10? Цікавіць эканамічны складальнік. Што ў эканамічным курсе які зараз трымае Беларусь Вы бы змянілі? І чаму?
Кiрыл, Гродна

— Беларуская эканамічная мадэль разлічана на моцныя датацыі звонку. Наша гаспадарка без замежнай падтрымкі недзеяздольная, а значыцца, і развіццё няўстойлівае. Мы маем найгоршую ў Еўропе падаткавую сістэму, вельмі дрэнны інвестыцыйны клімат, састарэлыя тэхналогіі на прадпрыемствах. Кантрактная сістэма найма на працу нагадвае ваенны камунізм. Таму адзнака нізкая.

Цешуся, што зараз улада спрабуе здаць экзамены Міжнароднаму валютнаму фонду.

— Есть ли у вас друзья? И кто они?
Тимофей, Брест

— Я счастливый человек, я богат на друзей. Это и люди, с которыми работаю сегодня, и прежние мои коллеги по Гродненскому университету, и многие выдающиеся спортсмены, известные деятели культуры.

— Kak vi vidite budushee Belarusi? Kak vi ocenivaete ideyu po sozdaniyu edinogo ekonomicheskogo prostranstva c Rosiei i Kazakstanom? To chto v mire sushestvuet protivostoyanie SSHA k Rosiii ochevidno… Imenno antipatiya so storoni SSHA, i delo tut uzhe ne v komunistah… Vi zhe ponimaete, chto mi vseravno dlya nih plohie? Evropa — drugoe delo, no ona nichechego ne reshaet, otmalchivaetsya, kogda ei nado, kogda nado poddaknet, a znachit i nadezhdi na nee net. Evropa sama uzhe teryaet nezavisimost… Kak vi schitaete, kakogo roda nezavisimuyu politiku mogla bi provodit Belarus i naskolko eto bilo bi priyatno i polezno samim belarusam? Kakim obrazom Belarus dolzhna *obresti* sebya? V chem vi vidite cel svoego protivostoyaniya nineshnei vlasti v Belarusii?
Makayonak Yahor, Stavanger

— Я не считаю, что политика Запада имеет русофобский характер. Демократические страны заинтересованы в предсказуемых свободных России и Беларуси.

Я твердый сторонник европейской интеграции нашей страны.

Считаю, что страх, который посеяла власть в нашей стране, унижает достоинство людей, не позволяет раскрыть потенциал белорусов. Моя цель — построение свободной европейской Беларуси с высоким уровнем жизни.

— Вопрос 1. Я не уверен, что Вы можете управлять страной, потому что ни разу не видел за Вами команду, способную сформировать правительство. В самом деле, почему вы не создаёте прообраз нового правительства? Избирателю интересно, кто будет новым министром экономики, премьер-министром, главой Нацбанка и т.п. Почему Вы ни в 2006, ни сейчас Вы не предоставляете эту информацию? Вы теряете голоса! А может, Вы просто не способны создать правительство и думаете опираться на кабинет Сидорского? Тогда Вам выборы точно не выиграть… Вопрос 2. Вы много говорите о мобилизации человеческого потенциала оппозиции, однако Кравченко до сих пор не у дел. Делали ли Вы ему предложение о сотрудничестве?
Zmb, Hrodna

— 1. Было бы ошибочным считать, что приход нового президента повлечет за собой разгром существующей власти. Там много профессионалов. Но и в демократическом движении, которое я возглавляю, достаточно молодых профессионалов. Многие из них имеют опыт работы в государственных структурах. Придет время — и мы их назовем.

— Как вступить в движение «За свободу», Беларускi незалежніцi блок?
bunsev

— Пожалуйста, пишите на наш электронный адрес.

— Здравствуйте, Александр! В оппозиционных кругах вас часто критикуют за желание вести переговоры с нынешней верхушкой власти без выполнения некоторых [базовых] условий демократизации. Скажите, считаете ли вы, что политика изоляции, благодаря которой были отпущены политзаключённые, являлась изначально менее эффективной, или же факт освобождения репрессированых оказался настолько весомым, чтобы начать диалог?
Михаил, Минск

— Освобождение политзаключенных произошло благодаря начавшемуся диалогу, а не в результате изоляции. Плюс помогли глубокий экономический кризис и российско-грузинская война. Политика изоляции лишь ухудшала внутреннюю ситуацию в стране.

Но диалог — это тоже не гарантия, а лишь шанс изменения к лучшему ситуации в нашей стране. В последние дни стало очевидным, что режим начал новую волну политический репрессий. Я призываю власть в интересах страны прекратить гонения инакомыслящих.

— Спадар Мілінкевіч, напярэдадні мінулых прэзыдэнцкіх выбараў Вы былі сімвалам аб’яднаньня дэмакратычных сілаў. Зараз жа фактычна выступілі калуном — раскалолі апазыцыю. Як магла адбыцца такая палітычная эвалюцыя?
Віталь, Барысаў

— Кааліцыя — гэта не самамэта, а інструмент. Рэальна АДС не аб’ядноўваў дэмакратычныя сілы і не змог арганізаваць сур’ёзную супольную дзейнасць. Я ўпэўнены, што аб’яднаць прабеларускія і праеўрапейскія сілы магчыма толькі на каштоўнасцях, якія нам блізкія.

— Новое руководство «Молодая Беларусь» заявляет о выходе из БНБ и о присоединении к ОДС, о том же думает и «Молодой фронт», получается полный провал вашей предательской политики, уйдете ли вы с политики?
Алесь, Минск

— Из политики не уйду, еще многое предстоит сделать. «Молодая Беларусь» была и остается в БНБ, как и «Молодой фронт».

— Сегодня на вас натравливают различных политических киллеров вроде Михаила Подоляка и К. Хотя это только доказывает вашу силу и первенство. Кто может стоять за этим?
Мехнюк

— За этим стоят силы, которым не нравится европейский выбор Беларуси.

— Уважаемый господин Милинкевич! Оппозицию часто упрекают, что она живет за счет западных денег. Ответьте честно, за счет чего живете вы, чем вы зарабатываете на хлеб? Спасибо.
Анатолий, Гродно

— С момента участия в политической кампании Семена Домаша в 2000 году я вынужден был покинуть Гродненский университет. Зарабатываю на жизнь, читая лекции в университетах ФРГ и Польши, а также редактируя книги в Чехии.

Паводле сайта milinkevich.org.

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *