Прошлая неделя ознаменовалась широким освещением в масс-медиа новости о строительстве новой автодороги, которая пройдет в обход Беловежской пущи. Основная мысль, которую пытались донести до массового читателя, заключалась в том, что в национальном парке должно быть максимально экологично и “туристично”. И поэтому новая дорога будет построена так, чтобы “не нанести вреда уникальному древнему лесу”.
Всё бы хорошо, только вот авторы репортажей и сюжетов умолчали об одной “мелочи” – о том, что новая дорога на севере Беловежской пущи – это лишь небольшая часть обходной трассы. Она действительно будет построена на некотором удалении от Пущи и особых экологических проблем для первобытного леса не принесет. Но факт, что остальная часть трассы, которая уже давно существует по периметру Беловежской пущи, и которую будут реконструировать, “выпал” из внимания медиа. Ведь проходя по самой границе Пущи, эта дорога сделает до сих пор дикие уголки первозданной природы доступными для массового посещения и развития хозяйственной деятельности.
Пущанские традиции – это негласный свод правил и обычаев в охране природы и ведении хозяйственной деятельности в Беловежской пуще, а также в экологическом планировании, которые были выработаны прошлыми поколениями. Традиции создавалась и поддерживалась, прежде всего, благодаря людям с Большой буквы, работавшими или руководившими здесь в те времена. Эти правила более менее соблюдались, что и позволило сохранить Беловежскую пущу до наших дней в мало нарушенном (в сравнении с другими территориями) состоянии. Пущанские традиции воплощались в местной архитектуре, выражались через местную культуру, отношение к делу и природному объекту, в поведении в лесу. Приходившие сюда новые руководители, как правило, вникали в эти традиции, в целом соблюдали, поддерживали и развивали их.
“Зачем нужны местные традиции? Надо помнить, что дерево прирастает ветвями, но питается корнями. Обрубите корни и дерево усохнет. Местные традиции, выработанные на протяжении длительного времени (особенно в случаях, когда они не противоречат сохранению природы, а, наоборот, служат ее гарантом), являются духовными корнями для людей, живущих на этой земле. Уничтожение традиций и подмена их чем-то новым и чужим, как правило, дезориентирует людей, разрушает местную культуру и ослабляет связь вначале между самими людьми, а затем между ними и их землей. После этого происходит упадок на духовном уровне со всеми вытекающими для этого народа и этой земли негативными последствиями. Именно таким образом – через подавление местной и навязывание чужой культуры и чужих традиций действовали агрессоры и захватчики во все исторические времена. Именно это случилось и происходит в Беловежской пуще на протяжении последнего десятилетия…”
Павел Феранец, ці Ferenc, – ідэальны суразмоўца. Дамаўляемся пра сустрэчу – адразу падбіраем зручны для…
Гэты новы дом у цэнтральнай часцы горада на вуліцы Гогаля здаваўся ідэальным, калі тут набывалі…
Ідэальны адпачынак – гэта час, праведзены сярод тых, хто з табой на адной хвалі. У…
Чалавек сам стварае сваё наваколле. Да такой высновы аднойчы прыйшлі жыхары сціплага пяціпавярховага дома ў…
Існуе меркаванне, што Берасце – нецікавы горад, у якім няма куды схадзіць, але насамрэч гэта…
Для кожнага з нас словы “макіяж”, “фрызура”, “фотаздымкі” значаць нешта сваё. Для некага гэта частка…