Грамадства

Кто останется, если все уедут?

По многим причинам люди уезжают из нашей страны – в поисках лучшей доли, свободы, заработка, наконец. Так кто же останется, если лучшие уедут?

Средний заработок в России уже примерно в четыре раза выше, чем у нас. В Казахстане больше более чем в два раза. И сократить этот разрыв мы не сможем, скорее наоборот – он будет нарастать. В начале 2012 г россиян ждет довольно значительное предвыборное повышение зарплат, а вот белорусов оно не ждет – опять же, скорее наоборот. Причем даже наша нынешняя мизерная средняя зарплата во многом определяется высокими зарплатами «бездельников» – силовиков и «вертикальщиков». Настоящие труженики получают в реальности меньше. При этом труженики востребованы везде, а «вертикальщиков» везде избыток. В той же России высококвалифицированный сварщик, к примеру, уже получает раза в полтора больше менеджера средней руки, и зарплата сварщика колеблется примерно от USD1000 до USD3000, в зависимости от фирмы, региона и характера работы.

Но все не уедут, уедут только те, кто стремиться зарабатывать, причем зарабатывать самостоятельно. Те, кто понимает, что самостоятельно заработать не сможет, останутся. Последних придется кормить. А те, кто умеет зарабатывать, уедут.

Неизбежно начнет покидать страну и бизнес. Ведь мы всячески стараемся законсервировать нашу экономическую систему, которая и так является очень архаичной и неудобной для ведения бизнеса, мягко говоря.  Беларусь возвращается к административному регулированию цен. Вернее, она от него полностью и не отходила, но сейчас вмешательство государства в дела бизнеса значительно расширяется, как в области регулирования всего и вся, так и в области контрольной деятельности. Белорусская налоговая система как была одной из худших в мире так и осталась, и прорыва здесь не ожидается, хотя, конечно, имеются отдельные изменения к лучшему.

Конечно, уедут не все. Те «бизнесмены», кто зарабатывать самостоятельно не умеет, кто живет исключительно за счет господдержки, останутся. Но где государство возьмет деньги на господдержку, если настоящие предприниматели покинут страну? Будет и дальше затягивать «кредитную петлю»? Но ведь это еще один фактор для бегства. Когда с долгами совсем прижмет, а прижмет скоро, то для того, чтобы избавить себя от выплаты неподъемных долгов властей, многие также будут уезжать. Это касается и «простых людей», и бизнесменов, причем бизнесменов в первую очередь. Ведь власти возложат долговое бремя на них. А вот те, кто эти долги наделал, – те не уедут. Они будут и далее влезать в долги. К слову, эта тенденция стала заметной даже в Европе. Из стран с «режимом жесткой экономии» люди потянулись в страны с менее жестким режимом.

В последнее время у белорусов появляется еще одна альтернатива: уйти на предприятие со стопроцентным российским капиталом. Здесь зарплаты хоть и вдвое ниже российских, но все равно вдвое больше, чем на белорусских предприятиях, особенно государственных. Здесь очень наглядно опровергается миф о низкой эффективности российского бизнеса по-сравнению с белорусским государственным регулированием. Также рушится миф «социальности» белорусского государства. Получается, что «кровопийцы» в два раза лучше, чем «вертикальщики» с их «заботой о народе». Но, несмотря на крушение мифов о «чудесности» нашего экономического устройства, для реальной экономики страны это все же плюс. Люди будут жить и тратить деньги у нас, даже работая на российских предприятиях. Да и налоги будут идти в белорусский бюджет.

Если ситуация в стране будет ухудшаться, то еще активнее побегут многие группы населения. Сбегут и уже бегут журналисты, писатели, композиторы, музыканты и прочие. Правда и здесь уедут не все. Те, кто зарабатывает исключительно за счет выражения лояльности к власти, а не за счет востребованного таланта, те останутся. Опять же: останутся те, кто самостоятельно заработать не может. Ведь даже лояльные, но способные заработать самостоятельно, тоже уезжают (взять хотя бы случай Зимовского). Можно, разумеется, работать и по принципу фриланса: зарабатывать за рубежом, а жить и тратить в своей стране. Но это, опять же, относится только к тем, кто может заработать самостоятельно, а таких наша власть не любит и старается всячески «наклонить».

Может остаться власть и без молодежи. Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) выпустил книгу, посвященную социально-политическому портрету белорусского молодежи, – «Молодежь и гражданское общество в Беларуси: новое поколение». Из нее следует, что около 70% белорусского молодежи при первой возможности готовы переехать в другую страну.

Так что не исключено, что в перспективе «вертикаль» может остаться, если и не в одиночестве, то с весьма специфическим контингентом, про который мы и упоминали выше.

Это ведь миф, что белорусы народ инертный и малоподвижный, который ничем с места не сдвинешь. На деле белорусы довольно динамичны, в том числе и в миграционном плане. Сейчас за пределами Беларуси живут миллионы, до 5 миллионов по некоторым данным, белорусов, покинувших страну только после Второй мировой войны. Мало у каких народов зарубежная диаспора больше в процентном отношении ко всему этносу. Так что массово бежать от невыносимых условий жизни белорусам не впервой, и это вполне соответствует их менталитету. И власти надо это учитывать при попытках все сильнее «наклонить» народ.

Юрий Пшенник, Наше Мнение


Пакінуць адказ