Адукацыя

Почему в белорусских вузах не ценятся знания?

Всё чаще можно услышать о том, что сами студенты жалуются на качество образования в белорусских ВНУ. И хотя преподаватели по-прежнему жалуются на то, что студенты ленивые, оценки часто ставят совсем не за знания.

Ситуация в белорусских вузах близка к революционной: «верхи» не могут без ущерба для себя и сферы образования жить по-старому, а «низы» — не хотят. Преподаватели жалуются на леность студентов, а те не удовлетворены предложениями системы высшего образования.

По данным Минобразования, в прошлом учебном году из вузов было отчислено более 15 тысяч студентов. Большинство — первокурсники. Каждый из них сдавал вступительные испытания.

Из Белгосуниверситета отчислен 1 641 студент: с дневной формы обучения 837, с заочной — 804. Кстати, с дневной формы обучения 52% (433 человека) отчислились по собственному желанию, а 32% (267 студентов) в связи с академической неуспеваемостью.

А зачем было поступать в вуз, чтобы вылететь с первой-второй сессии?

Откосить от армии, найти работу в столице — вот зачем едут в минские вузы

Преподаватель одного из белорусских педагогических вузов рассказал «Завтра твоей страны», что далеко не все из поступивших вообще собираются учиться. Более того, несмотря на массовые отчисления (около половины студентов на курсе, где он читает, были отчислены после первой сессии в этом учебном году), в вузах остаются студенты, не каждый из которых в состоянии осваивать физику. А в будущем, между прочим, им предстоит быть учителями физики и математики.

— Вы спросите, зачем им вуз? Кто-то поступает, чтобы получить высшее образование любой ценой, — говорит преподаватель. — Поскольку конкурса по ряду специальностей не было, шли все подряд. Студентом можно было стать с 2-3 баллами по профилирующему предмету. Даже если введут нижнюю планку в 7 баллов, заметно ситуация не улучшится.

Разумеется, речь идет не обо всех вузах. Тем не менее, в Белорусском государственном технологическом университете самый низкий балл (специальность «Конструирование и производство изделий из композиционных материалов») — 91 из 400.

В Белорусском педагогическом университете им. Танка на ряд специальностей конкурса не было. Поступали все, у кого были сертификаты ЦТ. Самый низкий конкурс был на специальностях «Математика»» — 122 балла и «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)» — 134 балла.

Однако не все выбирают студенческую скамью с целью получить диплом.

— Некоторые студенты так и говорят: поступал, чтобы получить отсрочку от армии, чтобы пожить полгода в Минске. Молодые люди в частных беседах рассказывают о друзьях, которые именно через поступление в вуз получили возможность закрепиться в городе. Ведь до первой сессии есть как минимум четыре месяца на поиски места работы, — рассказывает преподаватель.

И, казалось бы, Бог с ними, с плохими студентами. Кого-то исключат, кто-то доучится, но, будучи плохим специалистом, не сможет работать. Да не тут то было. Есть распределение. В случае, если речь идет о выпускниках вузов по педагогическим специальностям, это вообще социально опасное явление, отмечает наш собеседник:

— Из школ постепенно уходят педагоги, которые получили образование в советские времена. Либо мы столкнемся с дефицитом учителей в школах, либо качество их работы будет крайне низким.

По словам преподавателя педвуза, уже сейчас чувствуется огромная разница между уровнем подготовки студентов, которые поступали три года назад и в прошлом году.

— Гораздо ниже он у тех, кто моложе. Какие там интегралы, когда на простом сложении дробей студенты спотыкаются! Это катастрофическое явление, — резюмирует специалист. — Пока в школах не будут платить нормальную зарплату, не будут в пединститутах учиться хорошие студенты. Пока же, чтобы свести концы с концами, учитель должен иметь стаж 20 лет и работать на полторы ставки.

Чего не хватает тем, кто хочет учиться

Получается, вузы все чаще выполняют социальную функцию: предоставляют общежитие и стипендию, а тем, кто не сможет учиться, помогают хотя бы адаптироваться к взрослой жизни.

Координатор программы «Летучий университет» Общественного объединения «Центр социальных инноваций» и интеллектуального клуба «Агентство гуманитарных технологий» Татьяна Водолажская считает социальную функцию вузов вполне естественной. Тем более, что теперь высшее образование — почти стандарт.

— Это как всеобщая грамотность в свое время, — отмечает эксперт.

Для выполнения более-менее квалифицированной работы высшее образование чаще всего является необходимым. Однако современное производство требует совсем не таких знаний, которые можно получить раз и навсегда. Современный подход — это образование через всю жизнь.

— К сожалению, отечественная система образования в этом смысле не перестроилась. Белорусы получают знания надолго. В результате в какой-то момент они оказываются неадекватными, — говорит эксперт.

О девальвации высшего образования говорят и критики Болонского процесса: мол, стандартизация несколько понижает его статус, происходит усреднение. Однако то, что в Беларуси не происходит переструктуризация образования в соответствии с современными требованиями, создает ситуацию, когда в заинтересованные в образовании студенты не получают то, за чем приходят. Так происходит дополнительная девальвация образования.

Многие студенты отмечают: образование в Беларуси не скоординировано с рынком труда. Получается, в вузах нацеливают на получение не профессии, а диплома, исходя из того, что дипломированный специалист на рынке труда ценится больше, чем работник без диплома.

— Знания, которые мы приобретаем, в большей степени информация из старых учебников, а не стратегии компетенции, — считает студентка факультета философии и социальных наук БГУ Екатерина Хан.

Когда молодой специалист с таким багажом знаний приходит на работу, он сталкивается с необходимостью переучиваться и добирать необходимые навыки. К слову, особо мотивированные студенты и в таких условиях находят способы повысить свой уровень. Например, учатся одновременно в белорусском и зарубежном вузе. Есть те, кто, проучившись в Беларуси некоторое время, разочаровываются и уезжают за рубеж.

Переломный момент у большинства наступает к четвертому курсу, когда студенты начинают беспокоиться не столько об учебе, сколько о будущей карьере.

— Разочарование в белорусской системе образования усугубляется. Получается, что каждый человек свою личную стратегию должен формировать сам. Здесь две проблемы — студенты об этом задумываются слишком поздно и этому не учат в вузах, — говорит Екатерина. — Когда я училась в Вильнюсе по программе обмена, отметила, что там большое количество курсов по выбору. Студенты в таких обстоятельствах более ответственно относятся к тому, что изучают, и делают выбор, исходя из прагматических интересов.

Курсы, которые не укладываются в программу традиционных вузов либо преподаются там по-иному, пользуются спросом у слушателей «Летучего университета».

— По нашему опыту можно сказать, что существует потребность в получении знаний, которые позволяют работать с современной информацией. 90% наших слушателей — либо выпускники вузов, либо студенты старших курсов, — отмечает Татьяна Водолажская.

Требовательному студенту, по ее мнению, в белорусских вузах не хватает с одной стороны, глубины, соответствующей современности, а с другой — педагогов-личностей.

— В вузах много преподавателей, которые являются передатчиками информации, из года в год читают один и тот же курс лекций. При этом не хватает личностей, имеющих высокий интеллектуальный уровень или значительный профессиональный опыт в той или иной сфере деятельности, — говорит Татьяна.

Источник: zautra.by

Пакінуць адказ