Еўраклуб

Мечта – Европа, реальность – Россия

Массовое стремление отправиться на заработки за рубеж не является для Беларуси чем-то новым. И несмотря на то, что белорусы мечают о Европе, свою “золотую жилу” они всё же ищут в России.

Типичный представитель беларусского «большинства» не способен прожить без государственной опеки. Отсюда его патриотизм. Но вот насколько этот патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в повседневных трудах – вопрос отдельный.

Июньская информация НИСЭПИ о массовой готовности беларусов примерить на себя статус гастарбайтеров неожиданно привлекла внимание многих. За решительными комментариями дело не стало. Для примера процитирую начало статьи, размещенной на сайте «Deutsche Welle»: «Мечта об эмиграции половины жителей страны – не столько готовность бежать от бедности, сколько стремление самим определять свою судьбу и уйти от диктата государственной идеологии». А далее цепочка безапелляционных утверждений о невыполнении властью социального контракта, об изменении запросов общества, не желающего больше довольствоваться «чаркой и шкваркой».

В какой-то мере с подобными утверждениями следует согласиться. Но обратимся к цифрам. В июне текущего года при ответе на вопрос: «Если бы Вам была предоставлена возможность поработать за рубежом, как бы Вы поступили?» готовность принять такое предложение выразили 54% респондентов, отклонить – 41%. Много это или мало? Истина познается в сравнении. В январе 1993 года доля желающих поработать за рубежом была заметно выше, а нежелающих – напротив, заметно ниже: 63 и 13% соответственно.

А что же остальные? Остальные затруднились с ответом. В 2012-м таковых оказалось 6%, в 1993-м – 23%, т.е. в 3,8 раза больше! В этом соотношении можно усмотреть ключевое изменение в общественном мнении, произошедшее за время перехода от тоталитарного политического режима к авторитарному. Приведенный пример снижения доли затруднившихся с ответом – не единственный. Аналогичная динамика наблюдается при ответах практически на любой вопрос.

Трудовая миграция в Беларуси и Литве

19 лет назад беларусское общество пребывало в состоянии эйфории от свалившейся на его голову свободы. Ни о каком диктате государственной идеологии речь тогда не шла. Впрочем, не шла речь и о повышении средней зарплаты до $500. Большинство было вынуждено довольствоваться $20.

Массовое стремление отправиться на заработки за рубеж не является для Беларуси чем-то новым, и «антинародный режим» не следует рассматривать в качестве единственного стимула, подобное стремление порождающего.

Обратимся к нашим соседям на севере. По мнению специалистов, на которых ссылается агентство REGNUM, с 2004 года (после вступления Литвы в Евросоюз) за границу на постоянное место жительства выехало от 0,5 до 1 млн литовцев. Тут важно отметить, что по данным департамента статистики Литовской Республики на начало 2011 года в стране проживало 3,2 млн человек. Согласно официальной статистике в прошлом году задекларировали свой отъезд 54 тыс. граждан. Однако декларирует свой отъезд, что необходимо по закону, только небольшая часть эмигрантов. Сравнивая данные НИСЭПИ с литовской эмиграционной статистикой, необходимо помнить, что мы сравниваем декларации о намерениях с результатами реальной эмиграции.

В каких странах хотели бы работать беларусы? В первую очередь в странах Европейского союза33%, далее с заметным отставанием следуют США16% и Россия11%. По причинам, не требующим пояснения, при переходе от желаемого к действительному Россия оказывается вне конкуренции. Согласно исследованиям, проведенным по заказу Беларусского института стратегических исследований (BISS, Литва), отток незарегистрированных трудовых мигрантов из Беларуси более чем в 30 раз превышает зарегистрированную трудовую миграцию и оценивается как минимум в 150 тыс. человек ежегодно. При этом в Россию выезжают 85% всех трудовых мигрантов из Беларуси.

Табл. 1 позволят нам оценить в динамике готовность беларусов не просто «поработать за рубежом», а переехать в другую страну на постоянное место жительства. За последние 11 лет доля потенциальных эмигрантов практически не изменилась.

Если посмотреть на даты двух крайних колонок, то такое совпадение не может не удивлять. Опрос 2001 года был проведен через месяц после президентских выборов. Подобные мероприятия в Беларуси не обходятся без аномального роста доходов населения. Официальная статистика данную закономерность подтверждает: индекс роста доходов населения в 2001-м составил 128%!

В этом смысле нынешнему году похвастаться нечем, тем не менее, мы имеем практически тот же результат. Разгадку следует искать в структуре эмиграционных предпочтений. Резко сдала Германия, и ничего не прибавили Польша и страны Балтии. Ответственность за это, во всей видимости, следует возложить на всё возрастающий поток негативной экономической информации, поступающий из Европы. Отсюда заметный рост числа желающих переехать в «другую страну», т.е. в страну абстрактную, лишенную конкретных (негативных) характеристик.

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: «Хотели ли бы Вы переехать в другую страну на постоянное место жительства, если бы у Вас была такая возможность?», %

Вариант ответа 10’01 06’06 03’11 06’12
В Германию 19 11 16 9
В США 6 7 10 8
В Россию 4 4 5 6
В Польшу 6 5 6 6
В страны Балтии 2 3 3 2
В другую страну 6 3 6 10
Всего 42 33 46 41
Никуда не хотел бы переезжать 52 58 50 52
ЗО/НО 6 9 4 7

Такая смена приоритетов лишний раз подтверждает, что мы имеем дело не с реальными намерениями респондентов, а лишь с декларациями. Подкрепим сказанное исследованиями «Левада-Центра». В мае 2012 года о своем желании уехать из страны на ПМЖ заявило 20% россиян. При этом только 1% респондентов окончательно принял решение о переезде в другую страну и оформлял необходимые документы.

Из табл. 1 выпадает 2006-й. Удивляться этому не приходится. С 2004 по 2010 год рост доходов населения измерялся в Беларуси двузначными числами. 2006 год – это пик «беларусской экономической модели развития».

В первую очередь декларируют свою готовность эмигрировать экономически активные группы населения, т.е. те, кто способен адаптироваться к жизни в новых условиях. Главный критерий при этом – возраст. Как следует из табл. 2, среди людей старше 60 лет желание никуда не переезжать фиксируется почти в два раза чаще, чем среди самой молодой возрастной когорты.

Таблица 2. Динамика распределения желающих никуда не переезжать в зависимости от возраста, %

18–29 лет 30–39 лет 40–49 лет 50–59 лет >60 лет
Март 2011 34 39 41 52 62

Глобализация – это «реванш кочевников»
Безусловно, главная причина, заставляющая беларусов паковать чемоданы, – экономическая. Но отсюда не следует, что демонтаж беларусской модели уменьшит число желающих эмигрировать. Как показывает опыт Литвы, результат, скорее всего, будет обратным. Уровень развития национальных экономик в конечном итоге определяется культурой, а ее изменение – это процесс, растягивающийся на многие десятилетия.

И еще не факт, что он обязательно завершится успехом. Не следует забывать о глобализации. Согласно польскому социальному философу Зигмунту Бауману, «глобализация может быть определена различными способами, но “реванш кочевников” – один из самых удачных, если не лучший».

Между собой конкурируют не только экономики, но государства, нации и культуры. Но конкуренции без победителей и, следовательно, проигравших не бывает. Сегодня тот, кто обладает востребованными на глобализированном рынке личностными ресурсами, живет во времени, а тот, кто не обладает – в пространстве. Для первых пространство не имеет значения. При этом вторые изо всех сил борются за то, чтобы сделать его значимым.

Образец такой борьбы Лукашенко продемонстрировал в Послании-2012: «Но богатство – не самоцель. Убежден: движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества».

Напомню: текст Послания-2012 был опубликован в «Советской Белоруссии» под заголовком «Беларусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс».

Типичный представитель беларусского «большинства» не способен прожить без государственной опеки. Отсюда его патриотизм.

Но вот насколько этот патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в повседневных трудах – вопрос отдельный. Что касается экономически активного «меньшинства», то свои жизненные стратегии оно всё чаще пытается выстроить не в границах отдельно взятого государства, а в границах западной цивилизации. Ограничусь одним примером: как показывают опросы выпускников Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), возвращается на родину только половина беларусских студентов.

Источник n-europe.eu

rabota

Пакінуць адказ