Каковы причины раскола белорусской журналистики на “честную” и “нечестную”? Имеет ли это какие-либо последствия для формирования общественного самосознания и, если да, то какие?
“Честный журналист продаётся один раз”. Генри Форд.
Журналистику называют второй древнейшей профессией. В общем-то, с первой древнейшей профессией ее кое-что роднит, а именно возможность продаваться.
Вопрос «честности» и «нечестности» журналистики не нов и всегда актуален. СМИ неспроста называют четвертой властью. Именно властью, имеющей возможность влиять на взгляды, мнения, а по итогу и сознание общества. Оружие писателя – слово, оружие судьи – закон, у журналиста это информация. Правильно поданная информация, вовремя поданная информация может сделать очень много. Она может в одночасье сделать героем и кумиром миллионов, а может вмиг загубить репутацию, создаваемую годами. Именно поэтому все «остальные власти»: бизнесмены, политики, общественные и культурные деятели – предпочитают дружить с журналистами, а чаще всего иметь «своих» в СМИ.
СМИ всегда делились на зависимые и независимые, идеологические и либеральные, пропагандистские и свободные. Сейчас эпитеты «честные» и «нечестные», как правило, отсылают нас к политике. Однако, если говорить о возникновении журналистике как профессии, следует отметить, что первыми журналистами были глашатаи, курьеры, которые передавали политическую и общественную информацию населению. То есть «нечестная» заказная журналистика возникла раньше. Ее создали те, кому это было нужно, кому было выгодно, кому было что передавать, на кого влиять, в первую очередь «сильные мира сего», в смысле того, Средневекового. «Честная» журналистика возникает как протест, как сопротивление подаваемой сверху информации, как отображение другой реальной жизни, а так же просто-напросто поднимали интересующие общество темы. То есть изначально она была утилитарна, отвечала потребительским нуждам.
В Беларуси, как ни прискорбно, раскол состоялся по политическим причинам. На «честных» и «нечестных» журналистов уже довольно давно разделил не кто иной как президент РБ А.Г.Лукашенко. Только вот в чем парадокс: «честные», согласно Александру Григорьевичу, это СМИ официальные, финансируемые за счет государства и работающие на интересы политической власти. А деятельность «нячэсных», независимых, неугодных, преследуется и пресекается на корню. Ирония судьбы- «нячэсныя» журналисты в нашей стране говорят правду, а «чэсныя» каждый день промывают мозги населению, информируя о западных врагах и островке рая в центре Европы, имя которому Беларусь.
Но все бы было так смешно, если б не было так грустно. Несмотря на эру интернета, где пользователи могут найти то, что им надо, телевидение все же остается главным источником информации для населения. Оно есть в каждом доме, в среднестатистическом доме телевизор включен с момента прихода с работы до ночи. Его могут не смотреть, но он идет «фоном», рецептор слуха улавливает информацию: новости, рекламу и т.п. Ежедневно белорус слышит новости от «чэсных» журналистов о успехах в сельском хозяйстве, желании соседей инвестировать капитал в наши предприятия и о том, как народ Беларуси «будет жить плохо, но недолго».
Шарль де Голль– французский военный и общественный деятель,- как-то сказал: «Господа журналисты, я читаю ваши газеты, чтобы знать, что я думаю». Вероятно, это был сарказм в сторону желтой прессы, однако на фразу можно посмотреть двояко: человек в основном доверяет источникам информации, понятное дело- газеты печатаются умными людьми, телевизор показывает правду. Человек, часть серой массы, не способен полностью анализировать происходящее в стране и за ее пределами, не в состоянии сопоставить факты и сделать собственный вывод. Ему намного легче послушать или прочитать. Известная, сформулированная политологом и теоретиком массовых коммуникаций Элизабет Ноэль-Нойман, «теория молчания» говорит о модели поведения личности в отношении получаемой из вне информации. Это как бы покорное восприятие информации и боязни изолирования от общества в случае несогласия или оспаривания. Простыми словами зачастую человек просто боится сказать «нет» или высказать свое мнение, отличное от авторитетно заявленной в СМИ.
Вот поэтому так и живет народ Беларуси: «чэсныя» журналисты каждый день говорят неправду с экранов телевизоров, а «памяркоўны» беларус все спокойно, простите, «хавает», он же «пипл», как-никак. И если стоит вопрос о последствиях влияния такой журналистики на самосознание общества, сомнений нет, подаваемое на блюдечке глубоко заседает в головы бабушек, которые искренне верят, что средняя заработная плата по Беларуси составляет 500 условных единиц. И далекая от экономики РБ бабуля даже не представляет, что ее зарплату в 30 долларов даже не плюсуют в общую казну, так как нечего считать зарплаты работников сельского хозяйства, как самые низкие. Бабуля пойдет голосовать как раньше.
Саша Литва.
Павел Феранец, ці Ferenc, – ідэальны суразмоўца. Дамаўляемся пра сустрэчу – адразу падбіраем зручны для…
Гэты новы дом у цэнтральнай часцы горада на вуліцы Гогаля здаваўся ідэальным, калі тут набывалі…
Ідэальны адпачынак – гэта час, праведзены сярод тых, хто з табой на адной хвалі. У…
Чалавек сам стварае сваё наваколле. Да такой высновы аднойчы прыйшлі жыхары сціплага пяціпавярховага дома ў…
Існуе меркаванне, што Берасце – нецікавы горад, у якім няма куды схадзіць, але насамрэч гэта…
Для кожнага з нас словы “макіяж”, “фрызура”, “фотаздымкі” значаць нешта сваё. Для некага гэта частка…