В минувшую субботу культурный центр Грунтоўня и Зюзя-club собрали брестчан, чтобы вместе отпраздновать коляды на площадке городского центра культуры. Попробовали кутью, научились народным танцам, заново познакомились с белорусской культурой.
При входе моё внимание привлекли ребята в национальных вышиванках. Около 60-ти человек посетили мероприятие и, причем, люди с совершенно разными целями и мнениями. Одни пришли с детьми приобщиться к белорусской культуре. Другие решили отдохнуть в компании друзей. Третьих на колядную вечеринку привело любопытство. А собиралась здесь «Калядная вечарына. Свята музыкі і традыцый». Вот уж действительно «Свята музыкі», гостей ожидал взрывной folk-rock и folk-metal. На исполнение, которого, по сути, и свелись все коляды.
В зале, где проходило основное действо, мне предложили попробовать кутью. У белорусов и других славянских народов это обрядовое блюдо: каша с ячневых круп. Признаюсь честно, мне казалось, что кутья готовится из риса, а тут меня ожидала перловка. Белорусское блюдо подавали с изюмом и мёдом аккуратно выложенное в тарталетки. Вот только, куда их потом деть? Так и проносила мусор с собой.
Вместо запланированного начала мероприятия в 17-30, гостей поприветствовали в 18-10. Один из организаторов мероприятия Виктор Климус пояснил, что суббота, 10 января, рабочая. Не рассчитали время. Музыканты опаздывали. Брестчане терпеливо ждали и слушали репетицию брестской группы средневековой музыки Cad Goddeu.
Приятно осознавать, что белорусы не только много знают, но и могут показать, как колядовали наши предки. Импровизированных колядующих встретили тепло и песни слушали с удовольствием. Да и козе положить не поскупились. Кто угощал козу вкусностями и различными подарками, тому в следующем году обещали счастья воз. Но, как и заведено давным-давно: музыканты, пляски, песни порадовали публику больше всего.
Разогревали публику своей игрой брестчане из Cad Cоddeu, исполняющие medieval folk rock.
Справка: medieval folk rock – музыкальный жанр сочетающий элементы ранней музыки и рока. Этот используется в отношении исполнителей, включающих элементы как средневековья, так и ренессанса и барокко, а иногда и для описания групп, не применяющих электрические инструменты (прим. – Wikipedia.org).
Все с удовольствием танцевали народные танцы на новый лад. Приятно было видеть, да и слышать белорусскую волынку, которая до середины XX века была самым распространённым музыкальным инструментом и активно использовалась в белорусской народной музыке.
После выступления участник группы Cad Goddeu – Даниил поделился с читателями Дзедзича впечатлениеми, планами на новый альбом и изменениями в составе группы:
Я рассчитывал, что будет больше людей. Реклама была не очень хорошая и в Бресте в это же время проходило еще несколько мероприятий. Но, как бы банально не звучало: главное качество, а не количество.
Даниил отметил, что по причине небольшого количества людей, отсутствие точки продажи алкоголя, активность публики была «чуть ниже среднего».
Мы же фолк играем, как без алкоголя – удивленно говорит Даниил.
О музыкальных планах:
В планах у фолкгруппы проехаться по Беларуси, Украине, восточной части России. Весной музыканты планируют прокатиться по белорусским городам.
О новом альбоме:
Мы давно хотели записать сборник белорусских и европейских танцев, без слов. Звукорежиссеру платить меньше на 10 долларов, если убрать вокал. Я не знаю у нас качественной фолковой записи. Мы и решили сделать что-то более-менее адекватное. Запишем к февралю-марту. Выпустив в мае.
Новый участник группы – скрипачка Ира.
Мы искали новый инструмент. И сейчас ищем второго вокалиста или барабанщика.
Я поинтересовалась у брестчанки Тани, которая пришла в импровизированном народном костюме и обучала гостей танцам, о впечатлениях:
Мне очень нравится. Надеюсь подобные мероприятия чаще будут проводиться в Бресте. Несколько раз участвовала в белорусских вечеринках. Танцую вместе с ребятами из Берасцейскага замка (одни из организаторов вечерины) и хороший повод вспомнить традиции и пообщаться на мове.
Музыкальные folk-metal KLICH из Минска действительно завели аудиторию народными мотивами в паре с тяжелыми аккордами.
«Пій, пакуль можаш піць…» – громко выкрикивали солисты группы KLICH слова песни про водку.
Солистка группы отметила, что песня «Водка» – одна из самых популярных, так как люди слышат знакомое слово и подпевают. Считает, что ни один рок-концерт не обходится без этого напитка.
Музыканты приятно удивились, когда под звуки очередной композиции брестчане закружились в медленном танце. Солистка группы Эля поделилась, что в Брест приехала впервые. Обычно проездами.
Эля считает, что не все люди интересуются белорусской народной песней. А когда послушают иной, более тяжелый вариант, особенно молодежь, им понравится.
О чём беларуская народная песня?
Песни приурочены больше к земледельческому календарю. Циклам зимних, весенних, летних и осенних праздников. То есть люди работали в поле и основная их цель в жизни – хороший урожай. Основная тематика песен была «…пасадзім зерне, вырасцім жыта…», про любовь, солдатские песни. Что было на душе и сердце, то и пели.
И в завершение вечера своим выступлением порадовал нас коллектив TERRAKOD. Ребята работали на сцене, а музыканты KLICH и Cad Cоddeu сменили вид деятельности и поддерживали коллег уже на танцполе.
Ближе к 21 всё закончилось. Не скажу и не напишу, что это мероприятие чем-то было отлично от предыдущих трёх, четырёх подобных от организаторов. Музыка, песни, танцы, стиль, организация всё о том же и также.
Авторы текста: Наталья Гарайкина
Фоторепортаж от Анны Борей: