Есть темы о которых удобнее молчать, чем говорить. Или о которых принято говорить лишь к определенным датам. Такой вечно актуальный информационный повод раз или два в год. А во все остальное время- лишь общеизвестная тема, которую так удобно запрятать где-то в своем подсознании.
Вторая мировая война… Великая отечественная. Как часто мы, брестчане, вспоминаем о ней в мае и июне. День нападения фашистской-немецких захватчиков на советский союз, нашу великую родину, день всеобщего траура – 22 июня. Брестская крепость – герой как символ стойкости советского народа, символ самоотверженной борьбы за отечество. Каждый год в этот день мы спускаем венки на воду у холмских ворот, скорбим о погибших солдатах. И 9 мая – великий день победы. Праздники и торжества по этому поводу растягиваются порой на несколько дней. Школьники, пионеры и гордые БРСМовцы, поздравляют ветеранов, в парках и зонах отдыха проходят концерты военной тематики, военные песни поют все – от мала до велика. И так уже 70 лет.
Задумывался ли кто-нибудь из нас, как же вот так получилось. Как мы привыкли ко всему этому фарсу, кто и зачем приучил наш народ именно так «праздновать», «отмечать» эти трагические даты истории. Почему именно такая культура памяти – удобна.
У меня много вопросов ко всем нам: как к обществу в целом, так и к каждому в отдельности.
Война – великая трагедия. Отечественная или мировая – не имеет значения. Война – это когда гибнут люди, от пуль, бомб и голода. Война – это когда у детей отбирают детство, заставляя их смотреть на смерть и страдания. Война – это когда люди поступаются своими принципами во имя спасения своей жизни и жизни своих родных. Это кровь и страх, дуло пистолета, амнезия от взрыва бомбы, паника, запах паленых тел, трупы у твоего крыльца, трусость и отвага (от случая к случаю).
Но ведь об этом думать не так приятно, как о великой победе. Вспоминать о великом советском человеке удобнее. Вспоминать о подвиге – комфортнее. Кричать «ура!» и радоваться салюту приятнее, чем отмолчать минуту молчания.
Не только эти, но и многие другие вопросы о культуре памяти второй мировой войны мне посчастливилось обсудить с коллегами-журналистами и историками из 4 стран на образовательной поездке «Перспективы общеевропейской культурной памяти» организованной международным образовательным центром Йоханнеса Рау в Минске и международным образовательным центром Дортмунда. Молодые специалисты из Беларуси, России, Украины и Германии в течение 10 дней обменивались опытом и пытались найти ответы на вопросы, которые каждого из нас тревожат. Насыщенная программа поездки позволила по-новому взглянуть на многие аспекты памяти о второй мировой войне. Обсуждения и семинары перемежались посещением таких значимых исторических мест как Тростенец, Яма, Музей Великой Отечественной войны в г. Минске, Крейзау, Свидница и Вроцлав, Дрезден и его военный музей, Берлин, центр топографии террора и памятники холокоста.
Даже просто общение с людьми из других стран уже даёт новый взгляд на столь привычные вещи. Часто ли нам приходится задумываться, как видят и как вспоминают ВОВ в Украине, России, Польше или Германии. И если на постсоветском пространстве общий посыл “героизации” привычен и даже во многом объясним и понятен, то задумываемся ли мы, что есть вторая мировая война для тех, других, что были врагами.
Как много вопросов осталось открытыми. Ещё больше новых вопросов появилось благодаря этой поездке.
И так сильно хочется, чтобы каждый из нас вспоминал о Второй Мировой Войне и задавался тысячами вопросов не только в общепринятые даты, чтобы каждый переосмысливал вновь и вновь то, что случилось когда-то. Ведь со временем история меняется. Открываются архивы. Пишутся новые мемуары. Появляется так много неудобной правды. Но лишь переосмыслив и приняв даже то, во что верить не хочется, лишь узнав о войне с разных, со всех сторон, можно пытаться избежать повторения трагедии.
Миру Мир!
Полина Стоев