О том, что дает участие в общественных инициативах, рассказали представители организации «За вело-Брест».
Мотивация
С ребятами мы встретились, когда погода не шептала, а явственно требовала прятаться в отапливаемых помещениях. Поэтому изначальную идею прогуляться по стандартному веломаршруту в микрорайоне Восток мы дружно отмели и запаковались в автомобиль Владимира, директора информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест».
Первый вопрос напросился сам собой:
– Своя машина не мешает велику?
– К сожалению, я не настолько физически развит, чтобы использовать велосипед круглогодично. Именно в такую промозглую погоду не езжу. Зимой катаюсь до -10, в -12 уже прохладно. Главное, чтобы не было ветра.
– Слезы, и из носа течет, и ты такой едешь во всем этом, – включается в беседу волонтер инициативы Лена.
– Ветер – это самое страшное для велосипедиста. В такие моменты машина необходима, – продолжает Владимир. – И для велосипедного туризма автомобиль тоже открывает новые горизонты. В багажнике на крыше я могу вывезти до четырех велосипедов. Все зависит от человека: если хочет облениться – обленится.
По основной деятельности Лена и Владимир – преподаватели. С велосипедами оба дружны с детства. У обоих в определенный период в жизни случился перерыв в использовании этого транспорта, когда из детских великов выросли, а новых не приобрели.
– Свой велосипед у меня появился только с момента основания «За вело-Брест» в 2009 году, – ошарашивает признанием Владимир. – Мы поехали с друзьями на Белое озеро, я взял напрокат велосипед и настолько впечатлился этой прогулкой, что в тот же день у одного из приятелей купил велик. Через неделю понял, что передвигаться на нем по городу невозможно. Решил: надо что-то делать.
– Ездить некомфортно. Постоянно останавливаешься, пропускаешь людей, маневрируешь, спешиваешься… Когда садишься на велосипед, надеешься, что поедешь и приедешь быстро и без нервов. Для этого нужны условия, – объясняет Лена.
– При том, что сейчас условия более-менее, по сравнению с тем, что было раньше, – добавляет Владимир и продолжает: – С 2001 года я сотрудничал с общественными организациями. Когда получилось, что у меня появился велосипед, а ездить на нем было нельзя, я понял, что нам нужна организация, которая бы не просто объединяла велосипедистов, чтобы вместе проводить досуг, но и боролась за их право на безопасное и комфортное перемещение. Не хватало организации, которая бы сказала: «А ездить-то по городу невозможно!» и отстаивала интересы тех, кто хочет перемещаться на велосипеде. Так появилась инициатива «За вело-Брест».
– Ладно, я тоже скачу по всем этим ямкам, но максимум, что делаю – изливаю злость в фэйсбук. Что заставляет вас работать над изменениями, а не просто продолжать возмущаться в соцсетях?
– Я все-равно езжу на велосипеде, а параллельно могу раздавать листовки, информировать людей, мне это не в напряг. Почему бы и нет? Катаешься по городу, при этом делаешь важное дело. Совмещаешь приятное с полезным, – уверена Лена.
Стратегия
Казалось бы, велосипедистов станет больше, когда улучшится инфраструктура, значит, в первую очередь, надо добиваться ее развития через взаимодействие с местными властями. В свою очередь, властям нужно показать, что вопрос действительно волнует население. Поэтому чем больше велолюбителей на улицах города, тем вероятнее, что их интересы будут принимать во внимание.
– Важно, чтобы показали пример знаковые люди: политики, известные личности. Что это нормальный вид транспорта, а не просто какие-то ущербные ездят, потому что у них денег на машину нет, – смеется Владимир.
Волонтеры «За вело-Брест» активно работают с брестчанами, агитируя пересаживаться на велосипед и показывая все плюсы и возможности этого транспорта. Заручившись поддержкой электората через опросы и подписи, активисты излагают властям проблемы и предлагают пути решения. И это дает плоды.
– Мы сотрудничаем с горисполкомом, с УВД, с ГАИ. Как правило, с нашими идеями соглашаются и говорят: делайте. И мы делаем. Проводили семинары в школах по профилактике дорожного травматизма, снимали ролики по профилактике краж велосипедов, ставили социальные эксперименты, организовывали велопатрули, – перечисляет Владимир, а Лена определяет стратегию взаимодействия:
– Эффективность работы зависит от четкого формулирования, доказательной базы и плана. А еще важно показать, в чем интерес самих властей, как это улучшит результаты их деятельности.
В Бресте – девять велообъединеий, и текущая задача инициативы «За вело-Брест» – создать конгломерат, чтобы решать проблемы совместно. Больше людей – больше идей по улучшению веложизни в городе и весомее обращения к тем, кто может претворить их в жизнь. Так, одна из возможностей, которая, по мнению Владимира, может дать импульс к развитию велосипедного движения в Бресте, – появление велопрокатов. Благодаря им горожане смогут попробовать кататься, а гости города – использовать этот транспорт, чтобы осматривать достопримечательности.
Кстати, о туристах. Важнейшее направление работы инициативы – открытость границ. В частности, волонтеры добиваются того, чтобы через пункт пропуска «Варшавский мост», который находится в черте города, пересекать белорусско-польскую границу можно было на велосипеде. Если это станет возможным, через Брест пройдет международная велотрасса EuroVelo 2 (Голуэй – Дублин – Лондон – Гаага – Берлин – Варшава – Минск – Москва), что обеспечит приток в город иностранных велотуристов. Сейчас этот путь пролегает через пункт пропуска Переров-Беловежа в Беловежской пуще (Пружанский район). Волонтеры «За вело-Брест» провели работу, чтобы нанести на интерактивную карту все важные для туристов объекты – пункты отдыха, магазины, сервисы для велосипедов и так далее. Так что гости Беларуси сориентироваться у нас смогут, главное, чтобы была возможность удобно попасть в страну, над чем активисты бьются не один год.
Наше географическое положение так и намекает на сотрудничество со странами Евросоюза, население которых заинтересовано в новых туристических маршрутах. Получение финансовой поддержки на развитие велодвижения от спонсоров, в том числе, и зарубежных, – это хорошая возможность, считают волонтеры. Например, в Полоцке этой осенью благодаря проекту по созданию плана городской мобильности в рамках программы Европейского союза «Негосударственные структуры и местные органы власти в деятельности по развитию» появилась первая специальная велодорожка на проезжей части. Работу финансирует ЕС, а курируют фонд «Интеракция» и Полоцкий райисполком.
Активисты «За вело-Брест» в 2017-2018 году совместно с велоклубами, властями, экспертами, в том числе, зарубежными, планируют подготовить масштабный документ – стратегию развития велосипедного движения в Бресте, чтобы иметь возможность на ее основе в числах показать выгоду от развития инфраструктуры. Когда этот документ будет составлен, останется найти для него финансирование и реализовать стратегию.
Профит
Для того, чтобы это произошло, нужны мозги. Много мозгов. И еще руки. И глаза. Одним словом, нужны волонтеры.
– Бывает, мы тусим и катаемся, но чаще у нас много скучной работы с документами, экспертами, опросами, анкетами, – предупреждает Владимир. – Зато мы видим реальные результаты труда. Любителей просто кататься в Бресте найти можно, а вот тех, кто хочет прикладывать силы на благо общего дела, разыскать уже сложнее.
– Кто ваш идеальный волонтер?
– Это тот, кто сам спрашивает: «Ну что, какая следующая акция? А давайте сделаем так и так…», – не задумываясь, отвечает Лена, но затем добавляет: – Таких почти не бывает. Семья, учеба, работа, нехватка времени…
– Но вас же что-то заставляет быть волонтерами?
Образуется небольшая пауза, ребята обдумывают ответ. Первой отзывается Лена:
– Потребность быть полезной обществу, которую работа нередко не удовлетворяет. Перекладывание бумажек и рутина, не понятно, полезна ли она вообще? А вот общественная деятельность – это всегда что-то новое. Прикладываешь силы, и появляется чувство удовлетворенности – я смогла, я совершила полезный поступок.
– А бывало чувство выгорания?
– За 15 лет общественной жизни было и выгорание, и все, что угодно. Но потом понимаю, что без этого жить не могу, – признается Владимир. –Я давно сделал вывод, что все люди третьего сектора (сектора негосударственных некоммерческих организаций – ред.) – все-таки ненормальные. Обычного человека все в жизни устраивает, а волонтерам все неймется что-то изменить. С точки зрения большинства, они ненормальные. Зачем это нужно? Сидите и не дурите голову, у вас же все хорошо. Но это внутренняя необходимость. А идеальный волонтер – это просто человек, который хочет что-то сделать.
Тем, кто чувствует в себе эту потребность, ребята дают однозначный совет: пробовать! Не бояться и искать то, что придется по душе.
– Это не на всю жизнь, если не понравится – можно уйти, есть ход назад, – смеется Владимир. – Но пробовать стоит.
– Насколько важен активизм для личности и для общества?
– Человек начинает верить в себя, формулировать проблемы, получает много дополнительных навыков, самый главный из которых – умение брать на себя ответственность и быть самостоятельным. Волонтерству учить надо с детства, чтобы это стало нормой, – уверен Владимир. – Мы привыкли, что нам говорят, что и как делать. А в общественной организации человек начинает проявлять себя, понимать, что хочет изменить сам. Это ошарашивает, и кто проходит этот этап – становится гражданином, потому что берет ответственность не только за себя, но и за общество и государство.
– Что получит волонтер, присоединившийся к вашей инициативе?
– Поддержка, возможность реализовать идеи, личностно расти, участвовать в образовательных мероприятиях, путешествовать, общаться, – перечисляют Лена и Владимир. – А еще через много лет можно будет сказать: вот это сделал я.
Связаться с волонтерами можно в группе vk.com/zavelobrest, по почте [email protected], и по телефону +37529 222 58 22
Марта Мартынюк