Categories: Гісторыя

Время, когда случаются чудеса. Как белорусы традиционно праздновали Коляды

Наши предки считали зимнее солнцестояние, а именно на него выпадают Коляды, временем необычным. В эти дни, верили они, открывается дверь в потусторонний мир. Поэтому вести себя надо осторожно и… необычно, чтобы нечистики, которые на этот период заполонили белорусские «абшары», ненароком здесь не остались.

Наши языческие предки когда-то решили: в Коляды нельзя работать, а можно совершать разные глупости — танцевать, петь, кутить и вести себя необычно. Например, снимать ворота под покровом ночи или прятать вещи соседей, чтобы те с утра искали свои лопаты и грабли по всей деревне под смех молодежи. Этим и развлеклись, заодно из столетия в столетие неизменно передавали традиции празднования.

Коляды, как утверждают некоторые ученые, произошли от латинского Calendae — название первого дня каждого месяца.

— Можа быць, гэтая назва прыйшла даспадобы славянам, бо мае падабенства да слова кола. А кола ў паганскай традыцыі азначае сонца. Калі раскручваць гэту логіку далей, то будзе, што падчас зімовых святкаванняў ушаноўвалі бога Сонца. Што правільна — пасля 22 снежня дзень падаўжаецца. Нашыя продкі гэта бачылі і святкавалі наступленне новага перыяда, — рассказывает гродненский историк, этнолог Ирина Чернякевич.

Наша страна меняла названия, религию, календари, но белорусы неизменно зимой колядовали, гадали и водили по дворам «козу». И если раньше каждое действие имело какой-то тайный ритуальный смысл, то сегодня мы можем только догадываться, почему традиция именно такая. Кроме того, на языческие Коляды наложилось празднование Рождества Христова и Нового года.

Ирина Чернякевич говорит, что это естественные изменения: традиция жива и подстраивается под нужды определенного времени. Скорее всего, наши предки чтили бога Солнца или богиню Коляду. В честь ее или его в каждом доме организовывали праздничный ужин. Вообще, каждый вечер всех 15 дней зимних празднований был особенным — белорусы ходили друг к другу в гости, гадали на урожай и на любовь, молодежь собиралась «на вячоркі» и танцы, а еще колядовали и ходили в церковь.

В первый вечер обязательно собирались всей семьей. Главным блюдом была кутья- каша.

— Гэта была самая галоўная вячэра, яна мела розныя назвы — Вялікая, Посная, Галодная. Адзначалася напярэдадні Нараджэння Хрыстова. За стол сядалі «пасля першай зоркі». Чаму? Невядома ўжо. А ў 12 гадзін ночы выпраўляліся ў царкву. На стол ставілася пэўная колькасць страваў. У розных рэгіёнах было па-рознаму. На стале было да 12 страў. Пад абрус засцілалі сена — гэта таксама паганская традыцыя. Потым яго аддавалі жывёлам ці свінням на подсцілку: у некаторых рэгіёнах Беларусі лічылася, што сена гэтае пасля вячэры бруднае, — рассказывает историк.

Кисель, квас и ушки с грибами

Выбор блюд был разнообразным. Хозяйки с утра начинали готовиться к предстоящему праздничному ужину.

Варили, например, овсяный кисель, который ели как горячим, так и холодным, ушки с грибами, аналог пельменей, пекли блины, жарили рыбу. Мясо в этот день есть было еще нельзя — постились. Из закромов доставали грибной квас и напитки покрепче.

С этого дня и начинали праздновать. Считалось, что те самые таинственные двери открывались и обычный мир соприкасался с потусторонним. Верили, что в это время на землю приходят Дзяды — предки. Для них на столе и на подоконнике оставляли отдельную тарелку с едой.

Вечером начинали гадать. Сначала интересовались, каким будет урожай в следующем году. Например, доставали из-под скатерти соломинки: если длинные, то лен уродится.

Второе важное застолье организовывали в середине Коляд.

— Другая куцця — Шчодрая ці Багатая. Яна спраўлялася напярэдні Новага года. У гэты дзень на стале з’яўляліся мясныя стравы. Таксама гатавалася куцця, але яе ў гэты раз запраўлялі тлушчам ці маслам, — рассказывает Ирина Чернякевич.

Существовало поверье, что именно это застолье должно быть сытным и богатым. Верили, что таким и будет наступающий год. Обычно перед Колядами забивали свинью, которую специально подготавливали к праздникам. Из свежего мяса делали колбасы, сальтисоны, варили холодцы и верещаку. Подавали с подливками, блинами и пирогами.

В этот вечер молодежь выходила гадать — обнимали забор — если в объятиях оказалось четное количество штакетин, то девушка могла рассчитывать на свадьбу в этом году. Выливали воск в воду, приглашали на блины собаку, которая должна была выбрать угощение и указать, какая из девушек первой выйдет замуж. Клали сапоги за ворота и слушали, в какой стороне запоет петух.

Гадали на урожай и замужество

Ходили гадать в гости к знахаркам. В воспоминаниях, которые собирала Ирина Чернякевич, есть и такой эпизод, который вспомнила одна из пожилых жительниц Гродненщены. В юности вместе с подругами она ходила в гости к бабушке, где был стол, «які сам стучаў ножкамі і адказваў на пытанні». Молодые люди садились очень плотно и задавали вопросы. Стол то поднимался, то опускался.

А еще, конечно, колядовали — ходили гурьбой по домам, пели песни и разыгрывали театральные представления. Колядовщики водили с собой козу — как символ того самого потустороннего мира. Молодые люди переодевались в цыган, солдат, иногда к шумной толпе добавлялись «медведи».

Обижать колядующих было нельзя, а то они могли спеть не очень приятные песни для хозяев: «Цынкі, цынкі, каб памерзлі вашы свінкі» или «Я цябе, дзядзька, закалядую: Дзіяначка памрэ, возьмеш другую». Если же хозяин колядовщиков поил и кормил, то желали хорошего урожая, много детей, здоровья, а еще любви в следующем году.
Если нечаянно колядовщики обходили какой-нибудь дом, то хозяева могли и бежать за шумной толпой и приглашать «завітаць у хату».

«Блудливые» игры и крестики на домах

Молодежь в эти дни собиралась в корчмах или съемных домах и играла в разные игры. Популярной забавой была «Жаніцьба Цярэшкі», когда в шутку разыгрывалась свадьба. Из-за эротического подтекста дома для таких игр снимали у какой-нибудь одинокой бабушки или вдовы, потому что «нармальныя людзі ў хату гэтых маладзёнаў з іх гульнямі не пусцяць». Игры эти священники называли блудливыми, потому что молодежь для того времени очень много себе позволяла.

— Часцяком адбываўся і фізічны кантакт, пасля якогда добрыя хлопцы жаніліся на дзяўчынах, а благія — не, — говорит Ирина Чернякевич.

Третий и заключительный вечер Коляд назывался «Вадапосная куцця». На столе появлялись постные блюда. Вечер был недолгим. В некоторых регионах Беларуси в этот день звали мороз, чтобы он угостился со стола — верили, что так его можно задобрить и холода будут недолгими. Наутро хозяин шел записывать Коляду — мелом ставил крестики на дверях хлевов, дома, подсобных помещений. Считалось, что таким образом вся та нечисть, которая две недели гуляла в мире живых, не сможет попасть в жилище, и эти крестики являются своеобразным оберегом людей и живности.

Так две недели чудес и волшебства заканчивались и белорусы возвращались к своим привычным делам, чтобы через год вновь колядовать, гадать, петь песни и загадывать желания, которые обязательно сбудутся.


news.tut.by

Darya

Share
Published by
Darya

Recent Posts

Павел Ferenc: праз музыку я разумею свет

Павел Феранец, ці Ferenc, – ідэальны суразмоўца. Дамаўляемся пра сустрэчу – адразу падбіраем зручны для…

1 дзень ago

Ад сметніка да фотазоны. Як жыхары простага шматпавярховіка мяняюць сваё асяродзе

Гэты новы дом у цэнтральнай часцы горада на вуліцы Гогаля здаваўся ідэальным, калі тут набывалі…

1 тыдзень ago

Абмен раслінамі ў “Таполі”: каб зялёнага было больш

Ідэальны адпачынак – гэта час, праведзены сярод тых, хто з табой на адной хвалі. У…

2 тыдні ago

Суботнік – гэта проста. Як берасцейцы паляпшаюць сваё наваколле

Чалавек сам стварае сваё наваколле. Да такой высновы аднойчы прыйшлі жыхары сціплага пяціпавярховага дома ў…

2 тыдні ago

Ад маркету да фотастудыі: як Даша Сідарэнка змяняе культурнае жыццё Берасця

Існуе меркаванне, што Берасце – нецікавы горад, у якім няма куды схадзіць, але насамрэч гэта…

3 тыдні ago

Вікторыя Цэкат – арганізатарка фотадня для мам з “Без межаў”

Для кожнага з нас словы “макіяж”, “фрызура”, “фотаздымкі” значаць нешта сваё. Для некага гэта частка…

3 тыдні ago