Запрет продажи пива на остановках транспорта Бреста больно ударил по частному бизнесу. Компании, связанные с импортом и продажами пива в киосках, понесли убытки, дойдя до грани банкротства.
Один из пострадавших – учредитель ООО «Бирмания» Игорь Лисюк – рассказал сайту Belbeer.com о том, сколько потеряли «частники», а вместе с ними и местные производители пива на закрытии пивных киосков.
— Брест – один из первых областных городов, где власти запретили продажу пива в киосках. Как это отразилось на бизнесе импортеров пива?
Посмотрите на наши полки с образцами товара – они фактически пусты. А раньше, здесь было очень много бутылок с пивом. К нам ехали, без преувеличения, вереницы машин с товаром. Сегодня работа приостановлена. Мы не можем заплатить за свет, выплатить людям зарплату. Приходится рассчитываться своими деньгами. Товара нет никакого, ситуация критическая.
Указ, запрещающий продажу пива на остановочных пунктах, практически уничтожил “частника”. Киоски закрываются, ликвидировали один и мы. Однако, заметьте, люди пить меньше не стали, а ведь власти оправдывали этот запрет тем, что он даст значительное снижение употребления пива молодежью. В октябре МВД обнародовало красноречивые цифры: количество преступлений, совершенных молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения, возросло на 30%. Как видим, запрет на продажу пива в киосках не принес желаемого эффекта. Он, по моему мнению, был явно надуман и лоббирует интересы крупных торговых сетей.
— Какую долю выручки составляло пиво в вашем бизнесе?
Около 70 % в денежном эквиваленте. Это очень и очень много, фактически на пиве все держалось, оно «тянуло» за собой и другие покупки. К примеру, человек шел в киоск за пивом. Заодно покупал ребенку шоколадку и еще какие-то продукты, орехи или чипсы. По большому счету это все сопутствующий товар.
— Какое пиво продавалось лучше всего?
– В Бресте и области лучше всего продавалось брестское пиво. Людей просто приучили к этому вкусу. Мне кажется, больше нигде оно не пользуется такой популярностью. Скажем, у минчан совершенно иные приоритеты. На втором месте со значительным отрывом шла «Крыница». Если говорить о конкретных цифрах, то в прошлом году, «Бирмания» продавала порядка 15 тысяч декалитров брестского пива в месяц. 40% из всего объема продаваемого пива занимала линейка из трех видов ОАО «Брестское пиво». На остальные сорта пива приходилось 60%.
Как ни странно, несмотря на активную продажу нашего местного пива в ларьках, на ОАО «Брестское пиво» некоторые поддерживали закрытие киосков. Но в результате сегодня у них есть проблемы с реализацией своего товара, и после Нового года, как мне кажется, этих проблем станет еще больше.
— Импортировали ли вы украинское пиво и возникали ли у вас проблемы с его реализацией, как например, с сортом пива «Огнетушитель» компании «Оболонь»?
– Этим занимался один импортер – «Арамис и К», мы с ним также работали. Но после осенних судебных разбирательств работа была прекращена, и в наш адрес отгрузки пива компании «Оболонь» были остановлены. Хотя это пиво имело свой сегмент в торговой сети. И пользовалось устойчивым спросом, у него был свой ценитель. Этот сорт составлял серьезную конкуренцию отечественным маркам. Поэтому было сделало все, что бы убрать некоторые виды пива «Оболонь» с белорусского рынка.
— Какие пути ищете сегодня для реализации пива?
– Откровенно говоря, мы предполагаем переориентацию бизнеса. Думаю, многие руководители предприятий и фирм, связанных с пивным рынком, задумываются, как уйти из этого сектора, как бесперспективного. Моя компания рассматривает варианты развития бизнеса за пределами Беларуси. Здесь все средства исчерпаны.
— Продолжается ли диалог с властями на предмет разрешения торговли пивом?
– Сейчас не продолжаем, поскольку власть нас полностью проигнорировала. Нам не было дано ни одного четкого ответа, не было услышано ни одно наше предложение. В итоге у нашей фирмы с мая по декабрь убытки составили 90 миллионов рублей. После выхода этого злосчастного указа нам даже не позволили продать остатки, пиво было испорчено, мы потеряли 40 миллионов рублей.