Categories: Гісторыя

Геноцид Народа

Насилие в советском обществе было всегда. С 1917г. оно являлось основным средством для решения всех социальных проблем. Где, в какой другой стране установление нового общественного порядка сопровождалось пролитием такого моря крови – крови миллионов человеческих жертв!

Беларусь за короткий срок – немногим более трёх десятилетий – пережила величайшие потрясения: гражданскую войну, коллективизацию, массовые политические репрессии и вторую мировую войну, депортацию жителей в отдалённые районы СССР.

Если человека унизили страхом, надругались над его правами – об этом следует, по крайней мере, помнить. Но если человек принимает унижение как неизбежность, а потом вообще забывает, что его унизили, он воспринимает затем своё унижение как нечто обыденное и естественное.

Забвение преступлений русского шовинизма приводит к уничтожению чувства национального достоинства народов. Общество подошло к краю пропасти, и только нравственность – его инстинкт самосохранения – поможет спасению.

Первые белорусы оказались в сибирских лагерях ещё в начале 1920-х гг. В Маиинском концлагере, где заключённые отбывали свой срок за контрреволюцию (56%), уголовное преступление (23%), невыполнение развёрстки (4,4), антисоветскую агитацию (8%) и спекуляцию (0,1%), было не менее 5% белорусов.

Кампания “раскулачивания” 1930г. имела своё определённое “лицо” и свои приоритеты – конфискационно-репрессивные. С помощью этой компании власти боролись не только с противниками колхозов, но и решали ближайшие задачи – выселение раскулаченных и противников советской власти. Высылка началась в январе-феврале 1930г. По данным статистики ОГПУ-НКВД в СССР в 1930-1931-е гг. в отдалённые районы отправлено свыше 15000 семей из Беларуси.

В феврале 1931г. началась новая волна репрессий. В результате из Беларуси было выслано в районы Сибири свыше 60 тысяч крестьян. По оценочным данным, в Беларуси в 1920-1940-е гг. было “раскулачено” не менее 350 тысяч человек.

Новая разрушительная волна массовых репрессий обрушилась в 1937-1938-х гг. Особенно активизировалась деятельность НКВД БССР с июля 1937г., когда, согласно указанию “сверху”, на местах были составлены списки, содержащие весь “контрреволюционный элемент”.

Вслед за этим в Беларуси начались массовые операции по осуществлению арестов и фабрикации “контрреволюционных дел”. Смысл этих акций сводился к созданию так называемых контрреволюционных национал-фашистских, Польской организации войсковой, контрреволюционно-диверсионной и других антисоветских организаций.

Хотя до сих пор на территории Беларуси не выявлено наличие в 1930-1940-е гг. исправительно-трудовых лагерей, это вовсе не означает их реального отсутствия. В пересыльных тюрьмах и лагерях в Минске, Витебске, Могилёве, Слуцке, Гомеле содержался одновременно “спецконтингент” в 15-20 тысяч человек.

В период проведения массовых арестов, особенно в 1937-1938-х гг., когда органами НКВД БССР производились одновременно аресты нескольких тысяч человек, возникла необходимость незамедлительного этапирования осуждённых и подследственных к местам отбытия наказания.

Из пересыльных тюрем и лагерей, расположенных на территории Беларуси, этапирование шло по следующим маршрутам: Витебск-Ленинград-Петрозаводск, Витебск-Вологда-Архангельск, Минск-Витебск-Вологда-Котлас, Минск-Москва-Воркута.

Перевозка заключённых осуществлялась в товарных вагонах, каждые были оборудованы складными двухъярусными нарами. Под самым потолком – два зарешеченных окна. Окно обито железом, чтобы заключённые не могли расширить его и выброситься на пути.

Вагон был рассчитан на 46 человек, но обычно в нём находилось по 60 арестованных. В период массовых арестов в Беларуси для транспортировки заключённых формировались целые эшелоны, вмещавшие более тысячи человек, которые следовали продолжительное время по вышеуказанным маршрутам. Во время всего пути заключённых не выпускали из вагонов. Пищу выдавали, как правило, раз в сутки или даже реже, – сухим пайком.

Особенно часто уходили на Восток эшелоны после “похода” Красной Армии в Западную Беларусь. В одном из таких эшелонов оказалось 1580 уроженцев Виленщины, осуждённых особым совещанием НКВД СССР 25 декабря 1940г. Из них около 60% было этапировано в Котлас, около 15% в Сибирь, 20% – в Архангельск. В этом потоке только в Сибирь было депортировано перед войной более 60 тысяч белорусов, поляков, евреев – уроженцев Беларуси.

“Контрреволюционеры” доставлялись в многочисленные лагеря ГУЛАГА. Лагеря, как правило, были одного типа: территория, огороженная тремя радами колючей проволоки. Первый ряд был высотой 3-4 метра. Между рядами колючей проволоки находились контрольные полосы, по углам четыре вышки. В зимнее время, и это в условиях Урала и Сибири, бараки почти всегда не отапливались.

Понятно, что в таких условиях мало кто из заключённых доживал до долгожданной свободы.
На территории Западной Сибири в 1930-е гг. только судебными органами было репрессировано не менее 45-50 тысяч уроженцев Беларуси.

Таким образом, статистика получается следующая: основная часть репрессированных – это рабочие и крестьяне (до 80%); основные мотивы ареста – девять человек из десяти – совершение контрреволюционных преступлений; каждые 8 из 10 осуждённых были расстреляны; “по минимуму” – 5 лет получили не более 2% арестованных.

Белорусы отбывали наказание в основном в Архангельском, Воркутинском, Котласском, Томском, Магаданском и других исправительно-трудовых лагерях. Анализ всех видов источников информации позволяет предположить, что через ГУЛАГ НКВД СССР в 1930-1940-е гг. прошло свыше 600 тысяч белорусов.

В то же время в 1953-1999-х гг. в Беларуси было реабилитировано около 180 тысяч человек, что составляет только 35% от числа тех, кто официальной статистике прошёл через ГУЛАГ.

Массовые репрессии на территории Западной Сибири и Беларуси в 1930-е гг. носили явно выраженный характер и осуществлялись карательными органами под непосредственным руководством коммунистической партии в крайне жестокой и бесчеловечной форме. Это являлось прологом геноцида белорусов перед второй мировой войной.

Януш Войтович

Высылка контрреволюционного элемента

dzedzich

Share
Published by
dzedzich

Recent Posts

Павел Ferenc: праз музыку я разумею свет

Павел Феранец, ці Ferenc, – ідэальны суразмоўца. Дамаўляемся пра сустрэчу – адразу падбіраем зручны для…

2 дні ago

Ад сметніка да фотазоны. Як жыхары простага шматпавярховіка мяняюць сваё асяродзе

Гэты новы дом у цэнтральнай часцы горада на вуліцы Гогаля здаваўся ідэальным, калі тут набывалі…

1 тыдзень ago

Абмен раслінамі ў “Таполі”: каб зялёнага было больш

Ідэальны адпачынак – гэта час, праведзены сярод тых, хто з табой на адной хвалі. У…

2 тыдні ago

Суботнік – гэта проста. Як берасцейцы паляпшаюць сваё наваколле

Чалавек сам стварае сваё наваколле. Да такой высновы аднойчы прыйшлі жыхары сціплага пяціпавярховага дома ў…

2 тыдні ago

Ад маркету да фотастудыі: як Даша Сідарэнка змяняе культурнае жыццё Берасця

Існуе меркаванне, што Берасце – нецікавы горад, у якім няма куды схадзіць, але насамрэч гэта…

3 тыдні ago

Вікторыя Цэкат – арганізатарка фотадня для мам з “Без межаў”

Для кожнага з нас словы “макіяж”, “фрызура”, “фотаздымкі” значаць нешта сваё. Для некага гэта частка…

3 тыдні ago