Адукацыя

Профильное обучение

Министр образования на День учителя заявил, что не исключает возможность возвращения в старшие классы профильного обучения. Готова ли школа к этому?

Факультативы надежд не оправдали

— Реальная эффективность факультативных занятий невысока, — заявил министр образования Сергей Маскевич на пресс-конференции в Минске 3 октября.

Именно это обстоятельство заставило Минобразования задуматься о возвращении профилей в старшей школе. Но как это будет выглядеть в рамках учебного процесса, чиновники пока и сами не решили.

— Может, вернуться к профильной системе обучения: распределить эти факультативные занятия в одной школе на математику и физику, химию и биологию, в другой — на гуманитарные дисциплины? Может быть, еще каким-то образом, — озвучил имеющиеся варианты Сергей Маскевич.

Если в течение года профильное образование по каким-либо причинам не получится ввести, то Минобразования собирается максимально адаптировать к нему систему факультативов. Окончательное решение должно быть принято до следующего учебного года.

Как уничтожали профильное обучение

Министр отметил: решение о возвращении к профильному образованию необходимо будет принимать «на самом высоком уровне». Именно на этом уровне — декретом президента № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» — профильное обучение и было отменено в 2008 году, когда произошел экстренный переход с двенадцатилетнего на одиннадцатилетнее среднее образование. Мнение педагогов, 95,4% из которых в ходе социсследования в 2007 году высказывались за сохранение профильного образования, проигнорировали.

Хотя еще в декабре 2007 года в ту пору замминистра образования Беларуси Казимир Фарино заявлял, что в Беларуси определен порядок перехода системы образования на массовое профильное обучение, подготовлено нормативно-правовое обеспечение этого процесса.

В 2010 году председатель Совета Республики Национального собрания, в течение нескольких последних лет председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в вузах и ссузах Анатолий Рубинов категорически заявил, что профильные классы в школы не вернутся.

— Нельзя заваливать ученика знаниями по высшей математике или по физике. Школьнику нужно дать системный подход: подготовить к усвоению большого объема знаний, дать общую картину, научить быть образованным гражданином, — аргументировал Анатолий Рубинов.

Репетитор Евгений Ливянт: «Не верю»

Репетитор Евгений Ливянт приветствует возвращение профильного обучения. Он считает несправедливой в отношении мотивированных учеников отмену профилей однако не верит, что в нынешнем состоянии белорусской системы образования можно качественно организовать профильное обучение. Ведь те же управленцы, которые пару лет назад убеждали родителей и учеников в том, что факультативы ничуть не хуже, теперь займутся обратным процессом.

— Нельзя решать проблему наполовину. Для организации профильного обучения нужны сильные учителя, которых должны подготовить в педуниверситетах. А если в педагогические вузы набирают абитуриентов с нижайшими баллами, как теперь, то какими они станут специалистами? — задается вопросом репетитор. — Из школы постепенно уходят учителя, получившие образование в советские времена, остается молодежь. У меня вызывает сомнение, что они смогут качественно преподавать в профильных классах, которые могут оказаться таковыми лишь на бумаге.

Идея возвращения профилей упирается в проблему качества подготовки в средней школе и престижа учительской профессии. К слову, министра образования не смущает низкий интерес абитуриентов с высокими баллами к педагогическим специальностям. По его мнению, среди студентов педуниверситетов было достаточно и тех, кто набрал более 300 баллов, а «слишком много учителей нам не нужно».

Переход к профильному образованию в старшей школе будет внедрен при условии, что в 10—11-е классы из базовой школы будут переходить только учащиеся с высокой успеваемостью, которые способны освоить углубленную программу — такова позиция министра.

А Евгений Ливянт подчеркивает, что более чем сильным ученикам, профили нужны слабым, которые порой оказываются в невыносимой ситуации, когда вынуждены изучать то, что им в принципе не по силам. Для многих таких детей выходом могли бы стать профильные музыкальные или хореографические классы. Ливянт также считает важным, чтобы в стране продолжили работу учебно-производственные комбинаты (УПК).

— Есть много детей, которые с удовольствием получали бы образование в них. Иными словами, у каждого ребенка должна быть возможность выбрать направление учебы, — резюмирует репетитор.

Пакінуць адказ