Что такое фотография и что она означает для каждого человека? Милые лица, хорошие воспоминания… История для каждого из нас и даже для всего человечества.
Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться. Анри Картье-Брессон, фотограф.
Однажды, около года назад, гуляя в Киеву по Майдану, наблюдали с подругами картину: мама, папа и девочка лет четырех, фотографировались на пленочный фотоаппарат, простую «мыльницу». Подруга удивленно сказала: «Я думала уже никто не пользуется пленочными фотиками, это же прошлый век, да к тому же неудобно». «Зато, – ответила ей моя сестра, – они распечатают фотки, вклеят в альбом и у них останется память о прошлом, а у тебя, если полетит винда на компе, нечего будет показать внукам».
Действительно, фотография- самый доступный способ «остановить время». Именно поэтому она плотно вошла в нашу повседневную жизнь: ни одно мероприятие проходит без «фотоотчета». Вместо рассказа как провел лето, отпраздновал день рождения, съездил на море, лучше всего расскажет папочка с изображениями на рабочем столе или фотографии в рамочках на комоде. Теперь историю хранят не только книги, сегодня есть возможность визуально воспринимать прошлое. Зрительный рецептор- сильнейшее средство восприятия информации. Смотря на фото 20-30-ых гг., обращаешь внимание на моду, предметы интерьера, образ жизни, «прочитать» можно даже тип, манеры, правила поведения в обществе. Всю эту информацию хранят фотографии.
Фотография рабочих, сидящих на стреле строительного крана на высоте 69го этажа, строящегося тогда Рокфеллер-центра: в этом изображении и величие центра, и величие эпохи строительства 30ых годов , и бесстрашие рабочих, и их профессионализм, уверенность, и колоссальный труд и сложность работы.
Чтобы сделать фотографию “Dal? Atomicus” Сальвадору Дали понадобилось 28 кадров, целая комната помощников и 6 часов. Все ради одного снимка. Казалось бы зачем, но эта фотография безусловно повлияла на искусство фотографии и на мировое искусство в целом.
Фотографии горячих точек надолго заседают в памяти. Этим сильна репортажная съемка, которая, за счет профессионализма фотографов, в союзе с сильной статьей будоражат сознание, показывают иную реальность, не ту белую и пушистую, которую мы привыкли видеть, в которой привыкли жить.
Фотография показывает реальность, говорит на языке «того» периода времени, не дает предвзятой оценки, как, например, литературные творения.
Благодаря знаменитой фотографии Энштейна с высунутым языком, мы знаем выдающегося физика с другой стороны: он умел дурачиться, быть веселым и непосредственным. При упоминании имени Мерлин Монро мы сразу вспоминаем летящую юбку белоснежного платья и очаровательно вышедшую из, казалось бы неловкой, ситуации самую знаменитую блондинку тысячелетия.
Если вернуться к теме цифровых фотографий нашей современности, то встает вопрос: так ли важно удобство, экономия сил и времени на печать фотографий, возможность их редактирования? Будет ли возможность у моих внуков переворачивать листы тяжелых альбомов с вклеенными фотографиями? Услышу ли я вопрос: «Бабушка, а что это за красивая тетя?» Останутся ли после нас желтые карточки, запечатлевшие искренние эмоции, сохраняющие дух нашей эпохи?
Саша Литва