Для жителей России Беларусь – это вовсе не островок ностальгии по СССР, как почему-то многие привыкли думать. Наоборот, Беларусь для них – это, скорей, воплощение Запада. Пишет писатель Владимир Козлов.
Я живу в России более четырнадцати лет. За эти годы я многократно слышал о том, как россиянам нравится Беларусь. Съездив в Минск, москвичи и жители других российских городов, как правило, рассказывают о своих впечатлениях исключительно в позитивных тонах.
Что же их (не пишу «нас», потому что у меня, как у беларуса, отношение неизбежно другое) так привлекает в сегодняшней Беларуси?
Может, все дело в подсознательной ностальгии по советским временам? Может, россияне видят в сегодняшней Беларуси заповедник всего «советского» – того, чего в сегодняшних реалиях капитализма и консьюмеризма им так не хватает? Ничего подобного. В Беларуси их привлекает – пусть, может быть, и неосознанно – то, что это Запад.
Да, Запад. Но Запад простой и понятный. Где говорят по-русски, где любят Россию, и где не увидишь гнусных примет «загнивающей Европы», вроде «толерантности» и «политкорректности».
Идея Беларуси как «советского заповедника» могла еще иметь смысл в девяностые годы, да и то с большой натяжкой. Но что сегодня в центральной части Минска может вызвать ностальгию по Советскому Союзу? И, главное, у кого? У молодых ребят, приезжающих потусоваться? Или у посетителей казино – независимо от возраста? Ностальгирующие пенсионеры-коммунисты не ездят в Минск на уик-энд, а прочесывают ближайшие супермаркеты и продовольственные рынки в поисках самых дешевых продуктов.
Даже чистые улицы, о которых часто говорят применительно к Минску, не имеют никакого отношения к ностальгии по СССР. Те, кто помнит советские времена, могут говорить о них сколько угодно хорошего, но только вот улицы – независимо от конкретного города – всегда были засраны мусором, грязью и бычками.
Турист из России, приехавший в Минск на несколько дней и не выходящий далеко за пределы центра, видит практически западный город – пусть и построенный в основном в советское время. Но это – другой, «дружественный» Запад. В «настоящем» западном городе средний россиянин ощущает себя чужим. А здесь вывески кафе и магазинов – на русском, люди разговаривают по-русски. И все, в принципе, простое и понятное.
Но при этом видно, что это – не Россия. Например, деньги другие. Хоть и называются тоже рублями. Какой-никакой, а элемент заграницы.
Конечно, такой взгляд россиянина на Беларусь – крайне поверхностный. Но такой уж он есть. Для россиянина Беларусь – это страна, в которой ездят на подержанных, но качественных европейских иномарках, а не на «Ладах-Калинах», где закупают дешевые товары в Польше и Литве, а в Европу летают лоукостами через Вильнюс.
При этом в Беларуси нет того, что средний россиянин не любит в Европе. Нет «разнузданности нравов» в виде гомосексуальных браков. Нет чрезмерного количества темнокожих и арабского населения. Нет бомжей и попрошаек, заполонивших улицы всех западноевропейских столиц.
Если Минск – западный город, то уместно спросить: а как же Москва? Но «настоящая» Москва умещается в границы бульварного кольца и нескольких «островков» за его пределами. Все остальное – однотипные спальные районы, промзоны и толпы среднеазиатских парней, метущих улицу или сидящих на корточках. По сравнению с такой Москвой Минск кажется вполне себе западным.
Кстати, в восприятии Беларуси как Запада в очередной раз проявляется совковый менталитет изрядной части российского – и вообще постсоветского – населения.
Советский человек всегда смотрел на Запад. С завистью ли, с отвращением ли – но смотрел. А куда еще было смотреть? Не на Китай же и не на Африку.
И менталитет среднего постсоветского человека не так уж сильно отличается от менталитета жителя СССР 25-летней давности. И на западный мир этот представитель большинства смотрит через призму совкового менталитета. Ему нравится благополучие, но никак не «вседозволенность», нравятся прелести капитализма, но не то, чем за них приходится расплачиваться: безработица, кризисы и тому подобное.
И Беларусь воплощает для него такой вот нереальный, несуществующий и, в принципе, невозможный, но крайне привлекательный Запад.
Источник: 34mag.net
Павел Феранец, ці Ferenc, – ідэальны суразмоўца. Дамаўляемся пра сустрэчу – адразу падбіраем зручны для…
Гэты новы дом у цэнтральнай часцы горада на вуліцы Гогаля здаваўся ідэальным, калі тут набывалі…
Ідэальны адпачынак – гэта час, праведзены сярод тых, хто з табой на адной хвалі. У…
Чалавек сам стварае сваё наваколле. Да такой высновы аднойчы прыйшлі жыхары сціплага пяціпавярховага дома ў…
Існуе меркаванне, што Берасце – нецікавы горад, у якім няма куды схадзіць, але насамрэч гэта…
Для кожнага з нас словы “макіяж”, “фрызура”, “фотаздымкі” значаць нешта сваё. Для некага гэта частка…