14 января (среда) Театр «Крылы Халопа» и проект «Европейское кафе – открытое пространство Европы» приглашают на публичную лекцию Ольги Романовой.
«Как создавали “советского беларуса”? Белорусский кинематограф 1930-х годов в борьбе с “буржуазным национализмом”».
Образ «советского беларуса» родился как результат сталинской национальной политики. Он создавался с начала 1930-х годов силами советского белорусского искусства и пропаганды, под угрозой репрессий по делам о «буржуазном национализме» и в контексте массового раскулачивания крестьян.
Особую роль в его конструировании сыграл кинематограф – как самое массовое искусство, органично сочетающее развлечение с идеологией. Экранный образ советского беларуса изобретался в атмосфере жесткой партийной критики белорусских фильмов и работы национальной киностудии, находившейся в Ленинграде, конфликтов в системе киноруководства, обвинений работников киностудии то в «беларусском национализме», то в «великодержавном шовинизме». Беларусские фильмы, снятые в 1920-е годы, задним числом были признаны «политически ошибочными».
Какую модель национальной идентичности был призван вытеснить образ «советского беларуса»? Как на конструирование этого образа повлияли темы эмансипации и модернизации? Почему образы советских крестьян стали постепенно наделяться детскими чертами? Каким образом «национальное» было совмещено на экране с утопическим? Как модифицировался «советский беларус» в послевоенном кино? И насколько суггестивна и устойчива оказалась изобретенная в 1930-е годы модель национальной идентичности – какие черты «советского беларуса» автоматически воспроизводятся сегодня?
Лекция будет сопровождаться показом фрагментов как редких, так и популярных беларусских фильмов.
15 января (четверг) в 18:00 – продолжение работы над темой вместе с Ольгой Романовой – просмотр фильма «Концерт Бетховена» (1937, к/ст «Советская Беларусь», реж. В. Шмидтгоф, М. Гавронский).
Детский музыкальный фильм, музыку к которому написал И. Дунаевский. Большинство советских критиков оценило его как крупный успех белорусской кинематографии. Эта легкая, ритмично смонтированная картина была хорошо принята зрителями как в советском, так и в зарубежном прокате. В том же 1937 году она была награждена Почетным дипломом Международной выставки в Париже.
В советском кинематографе 1930-х гг образы детей несли в себе, как правило, особую идеологическую нагрузку – на них проецировались идея «чистого» советского человека, не знавшего, подобно взрослым, дореволюционной жизни. Поэтому сегодня «Концерт Бетховена» можно смотреть не столько как удачное детское кино, сколько как задорное воплощение советской утопии, где герои-дети воплощают коммунистическое будущее со всей детской непосредственностью.
После просмотра фильма состоится дискуссия, где будут обсуждаться основные черты и причины суггестивности советской утопии, специфику соотношения «утопического» и «национального», а также вопрос, как и зачем нам сегодня смотреть советское кино.
Ольга Романова (Минск) – кандидат филологических наук, культуролог. Сфера научных интересов – история и теория советского и национального кинематографа, исследования советской и постсоветской культуры. Руководительница концентрации «Массовая культура и медиа» и преподаватель в Европейском колледже Liberal Arts в Беларуси. Автор статей о советской культуре, советском и национальном кино на сайтах «Новая Европа» и «Уроки истории»
Вход на мероприятия свободный!
14 января в 19:00
Пространство КХ
ул. Халтурина, 2\1
Павел Феранец, ці Ferenc, – ідэальны суразмоўца. Дамаўляемся пра сустрэчу – адразу падбіраем зручны для…
Гэты новы дом у цэнтральнай часцы горада на вуліцы Гогаля здаваўся ідэальным, калі тут набывалі…
Ідэальны адпачынак – гэта час, праведзены сярод тых, хто з табой на адной хвалі. У…
Чалавек сам стварае сваё наваколле. Да такой высновы аднойчы прыйшлі жыхары сціплага пяціпавярховага дома ў…
Існуе меркаванне, што Берасце – нецікавы горад, у якім няма куды схадзіць, але насамрэч гэта…
Для кожнага з нас словы “макіяж”, “фрызура”, “фотаздымкі” значаць нешта сваё. Для некага гэта частка…